Калмыки
КАЛМЫКИ (происхождение этнонима спорно: от тюркского «калмак» - остаток, монгольский «халих» - ушедшие за пределы, ойратского «халимаг» - смешанные; самоназвание - кальмг), монголоязычный народ в России, основное население Калмыкии. Численность 174,4 тысяч человек, в том числе в Калмыкии 155,9 тысяч человек, Астраханской области 7,2 тысяч человек, Волгоградской области 1,6 тысяч человек, Ростовской области 0,9 тысяч человек (2002, перепись). Живут также в Киргизии (иссык-кульские калмаки - около 6 тысяч человек в районе озера Иссык-Куль), Украине; в 20 веке значительные калмыцкие диаспоры возникли в США (около 2 тысяч человек, штат Нью-Джерси, Филадельфия; переселились из Европы в 1953), Германии, Франции и др. странах Европы. Общая численность около 200 тысяч человек (2008, оценка). Говорят на калмыцком языке, почти все владеют русским языком. Верующие в основном буддисты (махаяна, школа Гелугпа), часть - православные.
Предки калмыков - западные монголы ойраты, в начале 17 века переселившиеся в Россию и принявшие русское подданство (насчитывали около 270 тысяч человек). К середине 17 века они образовали Калмыцкое ханство; делились на 4 улуса, соответствовавших этническому делению (дэрбэты, торгуты, хошуты, чоросы; сохранение специфики этнических групп влияет на социальную и политическую жизнь современных калмыков, как в России, так и за рубежом - «улусизм»). В 1771 большая часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российских властей, откочевала в Китай, Калмыцкое ханство было упразднено. На опустевших землях стали селиться русские и украинцы, принёсшие с собой навыки оседлости, земледелия и т.п. Калмыки составляли Калмыцкое войско, небольшие группы калмыков входили в состав уральского, оренбургского и терского казачества. Калмыки, жившие по рекам Дон, Сал и Маныч (бузава), с конца 18 века подчинялись управлению Донского казачьего войска, в 1870 их земли вошли в состав Донского войска области, где были образованы Нижний, Средний и Верхний улусы. В 1877 эти кочевые улусы реорганизованы в оседлые станицы по общеказачьему образцу - Иловайскую, Денисовскую, Платовскую, Власовскую, Кутейниковскую, Граббевскую, Потаповскую; в 1884 они вошли в образованный тогда же Сальский округ. После Гражданской войны 1917-22 часть калмыков оказалась в эмиграции. В результате депортации 1943 года погибло свыше трети калмыков. После 1957 большая часть депортированных вернулась в Калмыкию. В диаспоре существуют этнокультурные организации (например, созданная в 2000 Межрегиональная ассоциация калмыцких студентов).
Реклама
Основное традиционное занятие - кочевое и полукочевое скотоводство. Разводили крупный рогатый скот (калмыцкая порода, завезённая из Центральной Азии), овец (курдючная грубошёрстная порода), лошадей (калмыцкая порода), верблюдов-бактрианов. Летом крупный рогатый скот, лошади и верблюды свободно паслись на выгонах, овцы - под присмотром пастухов. Со 2-й четверти 19 века распространилось сенокошение, крупный рогатый скот и верблюдов переводили на стойловое содержание. Передвигались верхом на лошадях, в повозках и санях, запряжённых лошадьми, верблюдами, волами. Занимались охотой (в основном на сайгака). Ремёсла - гравировка и чеканка по металлу (украшения, детали узды, сёдел, ножен, рукояток, курительных трубок, ружейных прикладов), резьба по дереву; кожаная утварь (сосуды, сумки) и конская сбруя украшались тиснением, аппликацией и вышивкой, женская одежда - вышивкой и аппликацией (зег) из разноцветных шнуров, тесьмы, позумента и др. С распространением оседлости развиваются свиноводство, земледелие (землю пахали 2-лемешным плугом в упряжке из 6 быков), с середины 19 века в низовьях Волги - садоводство, с начала 20 века - бахчеводство и огородничество, затем заливное рисоводство (Сарпинская низменность). Торгуты по Волге и побережью Каспийского моря занимались рыболовством, работали по найму в рыбной и соледобывающей промышленности.
Традиционное жилище - решётчатая юрта (гер, в литературе также называется кибиткой; первоначально перевозилась в повозках в неразобранном виде). Поселение (хотон) состояло из 4-10 юрт родственных по мужской линии семей (тороль). Юрты ставились по кругу; в середину на ночь загоняли скот. Хотоны объединялись в аймаки (во главе с зайсангами) и улусы. В оседлых посёлках появились землянки, полуземлянки и наземные постройки с саманными или дерновыми стенами, дерновой или камышовой, обмазанной глиной, крышей; вход был обращён на юг или восток, печь помещалась в центре или около входа. Зажиточные калмыки строили срубные и кирпичные дома русского типа.
Нижняя одежда - белая рубаха (киилг) с вшивными рукавами и штаны (шалвр). Мужчины носили бешмет (бюшмюд), наборный пояс с ножом в ножнах, кольцо и браслет, серьгу в левом ухе; волосы заплетали в косу, старики брились наголо, оставляя на темени прядь волос. Девичья одежда, по-видимому, заимствована у народов Кавказа: до 12-13 лет надевали поверх рубахи туго стягивающий грудь и талию корсет (камзол), который носили до замужества. Сверху надевали шерстяное или ситцевое платье (бииз) с облегающим лифом, цельной спинкой и сборками на талии, треугольным вырезом до талии и манишкой, стоячим воротником и узкими ниже локтя вшивными рукавами с буфами, с наборным поясом. Женское платье (берз) носилось без пояса, имело цельнокроеный перёд и отрезную спинку; поверх него надевали длинные, расшитые по вороту, полам и проймам кафтан (терлг) и безрукавку (цегдг). Девушки заплетали волосы в косу, на голове носили шапочку (жатг). Характерна женская шапка (халвнг) с широким вышитым околышем; две косы убирали в накосники (шиврлг, шиверлиг) из чёрного бархата или шёлка; к концам кос прикрепляли цепочки с сердцевидной серебряной бляшкой (токуг), свисавшей из шиверлига. Женские красные или чёрные сапожки имели каблуки и загнутый носок. Мужской и женский головные уборы украшались на макушке красной шёлковой кистью (отсюда прозвище калмыки - «краснокисточные»).
Основная пища - мясо (главным образом баранина) и молоко. Мясные блюда - бульон (шелюн), лапша с мясом и луком, печёное мясо (в прошлом - целая запечённая в земляной печи туша), пельмени, потроха, колбаса и др.; молочные - сыр, творог, кумыс (чиген), кислый напиток из коровьего молока (чидмег), который перегоняли также на водку (арька); из оставшейся после перегонки гущи делали творожистую массу (адмг), из неё - сушенные на солнце лепёшки (хурс), которые запасали на зиму; свежего молока не пили. Из пресного теста делали лепёшки (гуйр), сладкие пончики (борцог), жаренные в масле или в бараньем жире, и оладьи (цельвиг). Основной напиток - кирпичный чай (джомба) с молоком, маслом, солью и специями (мускатом, лавровым листом и др.). Основная утварь - котёл, высокая узкая кадка для приготовления молочнокислых продуктов, деревянный сосуд для чая (домб), корыто (тэвш) или блюдо (тавг) для мяса и др.; топлёное масло хранили в пузыре из желудка или кишок. В 1-й четверти 20 века распространилась фарфоровая и фаянсовая посуда.
Существовали большие патриархальные семьи (тороль) и патрилинейные роды (нутук). Система терминов родства бифуркативно-линейного типа с генерационным скосом типа «омаха». Сиблинги делятся по относительному возрасту и полу. Специальные термины существуют для каждой категории кузенов («суданский тип»). Патрилинейных родственников до 4-го восходящего поколения выделяют при помощи сложных терминов, образованных от терминов для отца и брата отца. Были распространены матрилатеральные орто и кросскузенные браки; браки с родственниками по мужской линии любой степени строго запрещались. За невесту выплачивался калым, давалось приданое. Практиковалось умыкание. Полигиния встречалась только среди знати. Были распространены левират и сорорат. Невестка должна была показываться мужским родственникам мужа только в полной женской одежде; открытыми могли быть только лицо и кисти рук. Из календарных праздников важнейшие - Новый год (Зул) в начале зимы, весенний праздник Цаган cap (Белый месяц) в феврале, летний «праздник воды» Урюс cap.
Устное творчество калмыков включает в себя мифы, легенды, предания, сказки и героический эпос, обрядовые песни. Самый значительный памятник устной культуры калмыков - героический эпос «Джангар». Среди специфических жанров: йорелы (благопожелания), харалы (проклятия, заклинания), макталы (величания), 3- и 4-строчные загадки («триады» и «катрены»), небылицы, кемялген (словесное состязание на свадьбе), плачи. «Долгие» песни уту дун (лирические, свадебные, песни праздников Зул и Цаган cap, скотоводческие песни-заклинания) поются в одиночку без сопровождения, им свойственны ритмическая свобода, богатая орнаментика. «Короткие» песни ахр дун (шуточные, плясовые) поются под аккомпанемент домбры (2-струнный щипковый инструмент), отличаются чётким ритмом. Мужские танцы быстрые, женские - плавные. Другие традиционные музыкальные инструменты: флейты бииве (поперечная) и шовшур (продольная; у кумских и терских калмыков - с раструбом из рога; у волжских калмыков - под названием хулсн бишкур), духовой язычковый джимбур (аналог тибетской сурны), гармоника икел (близка русской саратовской). В прошлом были известны смычковый инструмент хур и щипковый - шударга (аналог китайского саньсяня). Ряд модернизированных традиционных инструментов (семейства 3-струнных домбр), а также инструменты монгольского происхождения (цимбалы джингинур) входят в состав оркестра калмыцких народных инструментов. Культовые музыкальные инструменты (тибетского происхождения; традиция почти полностью утрачена): длинные серебряные трубы бюря, укюр-бюря, короткие трубы гангдн, ганглин (из берцовой кости человека), духовой язычковый бишкюр, раковина-труба дунг; барабаны - 2-сторонний кенкерге, в форме песочных часов арамбру; гонг каранг, ручной колокольчик хонхо, тарелки цанг, тарелочки данкша (или цанг-цельник), жезл ярки с 3 бубенцами.
Лит.: Джангар. Калмыцкий героический эпос / Пер. С. Липкина. М., 1958; Бартольд В. В. Калмыки // Бартольд В.В. Соч. М., 1968. Т. 5; Номинханов Д. Ц.-Д. Очерки культуры калмыцкого народа. Элиста, 1969; Калмыцкое народное искусство. Элиста, 1970; Сычев Д. В. Из истории калмыцкого костюма. Элиста, 1973; Жуковская Н. Л., Стратанович Г. Г. Калмыки // Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1985; Эрдниев У. Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. 3-е изд. Элиста, 1985; Луганский Н. Л. Калмыцкие народные музыкальные инструменты. Элиста, 1987; Батмаев М. М. Калмыки в XVII-XVIII вв.: События, люди, быт. Элиста, 1992-1993. Кн. 1-2; Пальмов Н. Н. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. 2-е изд. Элиста, 1992; Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии: историко-этнографические очерки. Элиста, 1994; она же. Добуддийские верования калмыков. Элиста, 2003; Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар»: сравнительно-типологическое исследование памятника. М., 1997; Митиров А. Г. Ойраты - калмыки: века и поколения. Элиста, 1998; Хабунова Е. Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Исследование и материалы. Элиста, 1998; Бадмаева Г. Ю. Калмыцкая музыка в контексте культур Азии. М., 1999. Вып. 1-2; Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. Элиста, 2002; Ользеева С. З. Калмыцкие обычаи и традиции. Элиста, 2003; Гучинова Э. Б. Постсоветская Элиста: власть, бизнес и красота. Очерки социально-культурной антропологии калмыков. СПб., 2003; Калмыки. М., 2003; Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство XVII - начала XX в.: опыт историко-культурной реконструкции. М., 2005; она же. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX - начала XX в. Элиста, 2006; Бакаева Э. П., Сангаджиев Ю. И. Культура жилища: этнические традиции и современные приоритеты у калмыков. Элиста, 2005; Бичеев Б. А. Дети Неба - синие волки. Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков. Элиста, 2005; Бадмаева Ц. А. Философско-культурологический анализ традиционной калмыцкой культуры. Элиста, 2006; Есипова М. В. Культовые музыкальные инструменты буддизма ваджраяны // Труды Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Альманах. М., 2007. Вып. З; Борджанова Т. Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). Элиста, 2007.
Н. Л. Жуковская; А. В. Бадмаев, М. В. Есипова, Н. И. Жуланова (устное творчество).