Кальвинизм
КАЛЬВИНИЗМ, одно из основных течений протестантизма, названное по имени его основателя Ж. Кальвина.
История кальвинизма берёт начало в середине 16 века. Кальвин, получивший в Париже, Орлеане и Бурже хорошую подготовку в области теологии, права и литературы, под влиянием М. Лютера и других протестантских деятелей включился в борьбу за реформирование католической Церкви. Вынужденный покинуть Францию, Кальвин переехал в Базель, где в 1536 издал на латинском языке своё основное теологическое сочинение «Наставление в христианской вере», которое многократно переиздавалось с вносимыми автором изменениями и дополнениями. В этом труде, задуманном как своего рода введение к Библии, провозглашались принципы Реформации в их понимании Кальвином, давалось изложение важнейших догматических положений кальвинизма. В том же 1536 году Кальвин переехал в Женеву, где впервые были реализованы его реформаторские идеи. Во 2-й половине 16 века кальвинизм получил распространение в Южной Франции [смотри в статье Религиозные (гугенотские) войны], Швейцарии, Нидерландах (смотри в статье Нидерландская революция 16 века), ряде областей Германии (Рейнский Пфальц, Гессен, Бремен), Шотландии, Англии (смотри в статье Пуритане), Венгрии. В конце 16 - начале 17 века с кальвинизмом слилось цвинглианство, оказавшее на него значительное влияние. Доктрины кальвинизма были зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647), а также в Гейдельбергском катехизисе (1563) и других документах. В начале 17 века от кальвинизма откололось учение Я. Арминия (арминианство), осуждённое последователями строгого кальвинизма на Дордрехтском (Дортском) синоде 1618-19. В 17 веке в связи с гонениями на кальвинистов во Франции, Великобритании, некоторых германских землях начинается их эмиграция в другие страны Европы (прежде всего в Нидерланды и Швейцарию), а затем и за её пределы. С 1620-х годов кальвинизм распространяется в Северной Америке (смотри Новая Англия), со 2-й половины 17 века - в Африке (в Капской колонии). В 18-20 веках благодаря дальнейшей эмиграции из Европы, а также активной миссионерской деятельности значительное число последователей кальвинизма появилось в ряде стран Северной и Южной Америки, Африки, Азии и Океании.
Реклама
Об истории кальвинизма в России смотри в статье Реформаты.
В основе кальвинистского вероучения лежит предложенная Кальвином интерпретация Библии. Священное Писание, слово Божие, являющееся откровением Бога человеку, записанное людьми по наитию Святого Духа, в кальвинизме, как и в других течениях протестантизма, считается единственным непогрешимым руководством в вере и жизни. Центральное место в теологии кальвинизма занимает принцип всевластия Бога над миром, в котором всё определяется только Его ничем не ограниченной волей. Она непостижима для человеческого разума, поскольку грехопадение коренным образом изменило природу человека, превратив её в сугубо греховную, лишённую свободы воли. Всё, что делает падший человек, - греховно и ведёт к неизбежной гибели, даже если внешне его поступки выглядят как добрые дела. Из этих положений в кальвинизме логически выводится доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог ещё до грехопадения человека и даже до Сотворения мира определил одних к спасению, других - к вечным мукам в аду. Кальвинизму чужда характерная для некоторых других христианских конфессий (например, православия) идея синергии, соучастия Божией благодати и человеческой воли в деле спасения человека. С точки зрения кальвинистов, искупительная жертва Христа открыла путь к спасению грешникам, но не всем, а лишь избранной их части. При этом спасение возможно только через благодать, действие которой на избранных столь же неодолимо, как и действие греха на осуждённых. Таким образом, вера и благочестивая жизнь рассматриваются не как основание для спасения, а как признак избранности человека. Часто в качестве указания на предопределённость к спасению рассматривается и успех в делах (в том числе материальный).
В догматическом учении о Едином в трёх Лицах Боге кальвинизм унаследовал западнохристианский принцип filioque (латинский - «и от Сына»), согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Большинство кальвинистов признаёт Апостольский, Афанасьевский и Никейский (Никео-Константинопольский с filioque) Символы веры, а также выработанное на Халкидонском соборе (смотри в статье Вселенские соборы) понимание Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном Лице.
В соответствии с учением о предопределении к спасению трактуются в кальвинизме и церковные таинства как не имеющие сами по себе спасительной силы. Таинств в кальвинизме два - крещение и Вечеря Господня (причащение). Крещение считается инициационным знаком членства человека в Церкви и его освобождения от грехов, которое даёт веру в Христа. Допускается крещение младенцев верующих родителей как членов «общины спасённых». Своеобразно понимается кальвинистами и причащение. Кальвин, в отличие от Лютера, считал, что во время Евхаристии Тело и Кровь Христа присутствуют в элементах причастия не физически, а духовно. В настоящее время многие кальвинисты приняли несколько отличную от точки зрения Кальвина трактовку причащения, предложенную У. Цвингли, согласно которой причащение рассматривается лишь как увековечивание памяти о Вечере Господней, воспоминание об искупительной жертве Христа.
Церковная иерархия в кальвинизме практически отсутствует. На основе идеи о всеобщем священстве верующих в кальвинизме признаются как установленные Богом 4 чина церковных служителей: пасторы (священники), доктора (учители), старейшины (пресвитеры) и диаконы. Пасторы проповедуют и являются служителями таинств, доктора преподают богословие, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы ведают благотворительностью. Часто доктора и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, а пасторы и старейшины - как основные. В некоторых кальвинистских церквах (например, в Венгрии) имеются епископы, но только как должности церковных руководителей, а не как особая степень священства. В каждой общине (конгрегации) присутствуют пастор и несколько старейшин, образующие сессию, или консисторию. Церкви управляются либо пресвитериями (церковными советами), куда входят пасторы и старейшины из нескольких соседних общин, либо непосредственно собраниями конгрегаций. Подобно другим протестантским деноминациям, кальвинизм отвергает принятый в католичестве целибат духовенства, а также монашество. В некоторых церквах к пасторскому служению допускаются женщины.
Современный кальвинизм существует в 3 формах: реформатство, пресвитерианство (смотри Пресвитериане) и конгрегационализм (смотри Конгрегационалисты). Первые две мало отличаются друг от друга: реформатство возникло в континентальной Европе (Франции, Швейцарии, Германии), пресвитерианство - на Британских островах. Конгрегационализм отличается от реформатства и пресвитерианства тем, что в нём отсутствуют пресвитерии и каждая конгрегация вполне самостоятельна. Термин «кальвинизм» сами кальвинисты, как правило, не используют, отказываясь связывать себя с каким-либо другим именем, кроме Христа. Иногда термин «кальвинистский» понимается расширительно: его относят не только к кальвинистскому течению протестантизма, но и ко всем другим церквам, принимающим кальвинистскую доктрину об абсолютном предопределении, например к большинству баптистских церквей (смотри Баптизм).
В целом для кальвинистских церквей характерны открытость к развитию, постоянное обновление, отсутствие привязанности к строгой конфессиональной идентичности. Большую часть кальвинистов объединяет Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), созданный в 1970 году в результате слияния Всемирного союза реформатских церквей (пресвитерианского устройства) и Международного конгрегационалистского совета. В начале 21 века в альянс входило более 200 церквей. Руководящие органы - в Женеве. Многие кальвинистские церкви активно участвуют в деятельности Всемирного совета церквей.
Культовая практика в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для неё характерно существенное упрощение богослужения не только по сравнению с православием, католицизмом, англиканством, но даже по сравнению с лютеранством. Важное место в литургии отводится проповеди, которая, как и Слово Божие, считается основным средством получения благодати. Как и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, реликвий и мощей; но если лютеране, удалив из церквей иконы, допускают там настенную живопись, то кальвинисты отвергли любые изображения, считая их идолопоклонством. Церковные помещения отличаются непритязательностью, отсутствуют какие-либо специальные облачения для духовенства, во время богослужений не зажигаются свечи. В храмах нет алтаря, крест не считается обязательным церковным символом. Церковные службы совершаются на языках верующих.
Согласно доктрине Кальвина, культовая музыка может быть только вокальной и одноголосной. В 1539 в Страсбурге под наблюдением Кальвина были изданы «Некоторые псалмы и гимны для пения» («Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant»). В 1562 в Женеве была опубликована полная Псалтирь, так называемая Женевская, или Гугенотская, содержащая 125 простых мелодий, написанных малоизвестными композиторами (в отношении многих мелодий авторство не установлено); в дальнейшем она была переведена на другие европейские языки. Вскоре после смерти Кальвина в богослужение проникло многоголосие. Композиторы сочиняли мотеты на тексты и мелодии Женевской Псалтири (а также и на свои собственные мелодии) не только в простом гомофонном, но и в развитом полифоническом стиле; среди авторов – К. Гудимель, Я. П. Свелинк. В современном кальвинизме исполняются как традиционные одноголосные, так и многоголосные песнопения (главным образом композиторов 16-17 века).
Кальвинизм не ограничивается богословием. Это также религиозно-философская система, включающая определённые взгляды на общество, науку, культуру и государственность. Сам Ж. Кальвин настаивал на автономии Церкви от светской власти, но на практике создал в Женеве своеобразную модель теократического государства. Кальвинистские церкви являлись государственными в ряде стран (Нидерланды, большая часть швейцарских кантонов, американские штаты Новой Англии и др.), но ныне они утратили прежний статус, лишь Церковь Шотландии сохранила положение «национальной» Церкви, хотя и она является официально отделённой от государства. В современном кальвинизме признаётся необходимость полной свободы вероисповедания (за исключением антигосударственных по своей сути учений) и равенства всех конфессий перед государством.
Общая численность последователей кальвинизма в мире около 75 миллионов человек (2008). В Европе они представлены в Нидерландах (2,97 миллионов человек, около 20% всего населения, часть голландцев и фризы), Швейцарии (2,5 миллионов человек, 36% населения, причём доля кальвинистов велика как среди германо-швейцарцев, так и франко-швейцарцев), Германии (около 2 миллионов человек), Венгрии (1,6 миллионов человек), Великобритании (1,4 миллионов человек, преимущественно шотландцы и ольстерцы). Имеются кальвинисты в Румынии (696 тысяч человек, главным образом венгры), Франции (469 тысяч человек), Украине (130 тысяч человек, в подавляющем большинстве венгры), Чехии (125 тысяч человек), Словакии (120 тысяч человек, в основном венгры) и других странах.
Значительные группы сторонников кальвинизма существуют в Америке: в США (6,9 миллионов человек, лица голландского, шотландо-ирландского, шотландского, швейцарского, венгерского, корейского и другого происхождения), Канаде (3,3 миллиона человек), Мексике (1,2 миллиона человек), Бразилии (769 тысяч человек) и других странах.
В Азии кальвинисты имеются в Южной Корее (свыше 6 миллионов человек), Индонезии (5,7 миллионов человек, преимущественно в восточных районах страны), Индии (свыше 1 миллиона человек, главным образом на северо-востоке: кхаси, мизо и др.), Республике Филиппины (свыше 1 миллиона человек), в Пакистане (свыше 0,5 миллионов человек) и других странах.
В Африке последователей кальвинизма много в ЮАР (свыше 6 миллионов человек, 15% населения, большинство африканеров и многие банту), Нигерии (5,6 миллионов человек, игбо и др.), Кении (около 3 миллионов человек), Республике Мадагаскар (свыше 2,5 миллионов человек), в Камеруне (около 2,5 миллионов человек), Демократической Республике Конго (свыше 2 миллионов человек), Эфиопии (свыше 2 миллионов человек), Замбии (около 1,5 миллионов человек) и других странах.
Кальвинисты составляют высокий процент населения в ряде стран Океании: Новой Зеландии (613 тысяч человек, свыше 16% населения, в основном лица шотландского происхождения), Французской Полинезии (97 тысяч человек, 39% населения), Западной Самоа (70 тысяч человек, 40%), Вануату (66 тысяч человек, 31%), Кирибати (28,3 тысяч человек, 34%), в Республике Маршалловы Острова (42,5 тысяч человек, 70%) и других странах. Имеются кальвинисты также в Австралии (около 600 тысяч человек).
Лит.: Виппер Р. Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в. М., 1894; Meeter Н. Н. Calvinism; an interpretation of its basic ideas. Grand Rapids, 1939; McNeill J. Т. The history and character of Calvinism. 2nd ed. L.; Oxf., 1967; Leith J. Introduction to the reformed tradition. Atlanta, 1981; International Calvinism 1541-1715 / Ed. М. Prestwich. Oxf., 1985; Encyclopedia of the Reformed faith / Ed. D. К. McKim. Louisville; Edinburgh, 1992; Маграт А. Богословская мысль Реформации. Од., 1994; Митер Х. Г. Основные идеи кальвинизма. [М.], 1995; Busch Е. Der Freiheit zugetan: christlicher Gla ube heute - im Gespräch mit dem Heidelberger Katechismus. Neukirchen-Vluyn, 1998; idem. Reformiert. Profil einer Konfession. Z., 2007; Wolgast Е. Reformierte Konfession und Politik im 16. Jahrhundert. Studien zur Geschichte der Kurpfalz im Reformationszeitalter. Heidelberg, 1998; Reformierte Bekenntnisschriften / Hrsg. G. Plasger. Gött., 2004; Rauhaus А. Kleine Kirchenkunde. Reformierte Kirchen von innen und außen. Gött., 2007.
П. И. Пучков.