Камов Николай Ильич

Камов Николай ИльичКАМОВ Николай Ильич [1(14).9.1902, Иркутск - 24.11.1973, Москва], российский авиаконструктор, создатель вертолётов Ка, Герой Социалистического Труда (1972). Окончил Томский технологический институт (1923). С 1928 года конструктор в Центральном КБ-39 морского самолётостроения Д. П. Григоровича. Совместно с Н. К. Скржинским создал при материальной поддержке Осоавиахима первый в СССР двухместный автожир КАСКР-1 («Красный инженер», 1929), названный авторами «вертолёт», и его модификацию с более мощным двигателем КАСКР-2 (1930). В конце 1931 возглавил в ЦАГИ конструкторскую бригаду по проектированию автожиров; под руководством Камова создан боевой двухместный автожир А-7 (1934) для корректировки артогня и разведки. С начала 1940 Камов директор и главный конструктор первого в СССР авиационного завода (№290 в районе станции Ухтомская Казанской железной дороги) по проектированию и изготовлению автожиров, а также серийного производства А-7. В 1943-47 годах работал в ЦАГИ, где под его руководством создан экспериментальный одноместный вертолёт Ка-8 соосной схемы с мотоциклетным двигателем (1947). В 1948 главный конструктор ОКБ-2 (Москва, в 1954 предприятие перебазировали на старую территорию - на станцию Ухтомская).

Реклама

Под руководством Камова разработана теория конструирования вертолётов соосной схемы, созданы вертолёты соосной схемы различного назначения: одноместный корабельный Ка-10 (1949, в 1950 первые взлёт и посадка с палубы крейсера «Максим Горький»); двухместный корабельный Ка-15 (в 1956 серийное производство, установлены 2 мировых рекорда) и его модификация - многоцелевой Ка-15М (1957); четырёхместный пассажирский Ка-18 (1958, в том же году удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе); первый отечественный боевой корабельный вертолёт Ка-25 (экипаж 2 человек) для поиска и уничтожения атомных ПЛ с баллистическими ракетами на борту (первый полёт совершил в 1961, прослужил на флоте около 30 лет); транспортный Ка-25К (первый полёт в 1967, в том же году выполнен перелёт Москва - Париж - Москва); многоцелевой Ка-26 (1967, первый отечественный вертолёт, получивший сертификат по американским нормам лётной годности FAR 29, установлено 6 мировых рекордов), Ка-30 (1965), а также винтокрыл Ка-22 (1959, установлено 8 мировых рекордов скорости и грузоподъёмности в 1961) и аэросани «Север-2» (1959). Государственная премия СССР (1972). Награждён орденами Ленина (1962, 1972). Имя Камова носит Ухтомский вертолётный завод в городе Люберцы (с 1992 ОАО «Камов»).

Соч.: Винтовые летательные аппараты (автожиры и геликоптеры). М., 1948.

Лит.: Кузьмина Л. М. Конструктор вертолетов. М., 1988; Пономарев А. Н. Советские авиационные конструкторы. М., 1990.

В. А. Касьяников.