Кандинский Василий Васильевич
КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич [22.11(4.12).1866, Москва - 13.12.1944, Нёйисюр-Сен, близ Парижа], российский живописец, график, дизайнер, теоретик искусства, поэт. Родился в семье коммерсанта. Окончил юридический факультет Московского университета (1893). В 1889 году участвовал в экспедиции по Вологодской губернии, познакомился с народным искусством. Решив стать художником, в конце 1896 переехал в Мюнхен, где обучался живописи в школе А. Ажбе (1897-98) и в Академии Художеств у Ф. фон Штука (1900); познакомился с А. Г. Явленским, М. В. Верёвкиной, Д. Н. Кардовским и И. Э. Грабарём. В 1901 году основал в Мюнхене объединение художников «Фаланга» («Phalanx»). В 1903-07 путешествовал по странам Европы и Северной Африки (Тунис); неоднократно заезжал в Россию. С 1908 поселился в Мурнау, близ Мюнхена. В 1909 основал «Новое мюнхенское художественное объединение» («Neue Кünstlervereinigung Мünchen»), в 1911 - объединение «Синий всадник» (совместно с Ф. Марком; в 1912 выпустил в свет одноимённый альманах с обложкой по собственному эскизу - программный документ художественного авангардизма). Исполнял также акварели, выставочные плакаты, ксилографии: «Стихи без слов» (1903, изданы в 1904); книга стихотворений Кандинского в прозе «Звуки» («Klänge») с авторскими иллюстрациями (1913). В поэзии Кандинского соединились черты символистской и экспрессионистической поэтики, а также футуристические зауми. Длительные дружеские отношения, базировавшиеся на неизменном интересе Кандинского к музыке, связывали его с А. Шёнбергом.
Реклама
Работы Кандинского 1900-х годов отмечены различными влияниями - от русского народного лубка, немецкие гравюры 15 века до французского импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма, символизма, модерна и «Мира искусства» [«Одесса. Порт» (конец 1890-х годов, ГТГ), «Воскресенье (Древнерусское)» (1904, Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам); портреты второй жены Кандинского, художницы Габриелы Мюнтер (Мünter) (1877-1962), и др.]. В живописных пейзажах конца 1900-х годов, написанных в Мурнау и близких немецкому экспрессионизму, форсированные цвета приобретают силу самостоятельной выразительности, пространственные планы колышутся, изображение утрачивает зрительную устойчивость («Пейзаж с башней», 1908, Национальный музей современного искусства, Париж; «Мурнау. Вид с железной дорогой и замком», Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен, и др.). Пейзажные фантазии 1910-х годов балансируют на грани фигуративности и абстракции, натурные формы всплывают и исчезают в потоках красочных масс [цикл «Импровизации» (с 1909; ГТГ, ГРМ, Музей современного искусства, Стокгольм, и другие собрания); «Озеро» (1910, ГТГ) и др.].
В 1912 году в Мюнхене вышла книга Кандинского «О духовном в искусстве» («Über das Geistige in der Kunst»), ставшая одним из первых опытов теоретического обоснования абстракционизма (первая абстрактная акварель Кандинского была создана ещё в 1910). В теории Кандинского элементы художественной формы (линия, цвет) являются носителями первичных смыслов; комбинации таких форм-знаков, освобождённых от предметности, образуют художественный текст, раскрывающий духовное содержание универсума. Полотна Кандинского 1910-14 сохраняют связь с пейзажным восприятием, однако полыхания цвета, парящие формы, молниеносные росчерки ассоциативно соотносятся скорее с общими представлениями о динамических процессах в природе - органической жизни, геологических катаклизмах, пульсирующих токах микромира, коловращениях в космическом пространстве: «Импровизация №27 (Сад любви II)» (1912, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Картина холодных форм» (1914, ГТГ); цикл картин крупного формата «Композиции» (I-III не сохранились; IV - 1911, Художественное собрание земли Северная Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф; V - 1911, частное собрание, Швейцария; VI - 1913, Эрмитаж, Санкт-Петербург; VII - 1913, ГТГ) и др.
В конце 1914 года Кандинский вернулся в Россию, где после 1917 работал в московском отделе ИЗО Наркомпроса, в Институте художественной культуры (Инхук; 1920-21), преподавал в Свободных художественных мастерских - Вхутемасе (1918-21) и Московском университете (1920; почётный профессор), занимался реорганизацией музеев в России (один из организаторов Музея живописной культуры, смотри - Живописной культуры музей в Москве, также директор в 1919-21); был вице-президентом Российской академии художественных наук (РАХН, 1921). Сотрудничал с К. С. Малевичем и А. М. Родченко. В этот период абстрактные формы в живописи Кандинского обретают почти вещественную плотность, а фигуративные трактуются как «сгущения» нематериальных энергий («Москва I», 1916, ГТГ; «Сумеречное», 1917, ГРМ). В начале 1920-х годов его эскизы использовались в России также в росписях по фарфору (смотри иллюстрацию к статье Декоративно-прикладное искусство).
В конце 1921 Кандинский возвратился в Германию и по предложению В. Гропиуса преподавал в Баухаузе (в Веймаре и Дессау), где вёл класс аналитического рисунка и мастерскую настенной живописи, занимался проблемами дизайна. В 1924 по инициативе Кандинского возникло художественное объединение «Синяя четвёрка» («Blaue Vier») в Берлине (П. Клее, А. Г. Явленский, Л. Фейнингер и Кандинский). Кандинский продолжал публиковать теоретические работы («Основные элементы формы», «Курс и семинар по цветоведению», «Абстрактный синтез на сцене», «Абстрактное искусство» и др.); в 1926 в Мюнхене вышла его книга «Точка и линия на плоскости» («Punkt und Linie zu Fläche...»), в которой начала художественного формообразования выводятся из линейных построений. Под воздействием конструктивизма Баухауза сложился новый живописный стиль Кандинского, названный им «лирическим геометризмом». Из основных геометрических элементов (круг, овал, треугольник, квадрат) и их производных формируются сложные фигуры, располагающиеся по параллельным планам или расходящимся осям («Маленькая мечта в красном», 1925, Художественный музей, Берн; «Жёлтое - Красное - Синее», 1925, Национальный музей современного искусства, Париж, и др.). Некоторые работы («Квадрат», 1927, галерея Маг, Париж) своей игрой со зрительными иллюзиями на несколько десятилетий опережают эксперименты оп-арта. К концу 1920-х годов «хореография» геометрических форм обретает почти сценическую выразительность, являя некую отвлечённую модель сюжетных взаимодействий («Уровни», 1929, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Лёгкое», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж). По проекту Кандинского были исполнены также настенные росписи в Зале приёмов в Юрифрай (1922) и керамический декор Музыкального салона для немецкой строительной выставки (архитектор Л. Мис ван дер Роэ, 1931; оба - в Берлине; не сохранились). Созданное Кандинским оформление постановки балета «Картинки с выставки» на музыку М. П. Мусоргского (1928, Дессау) явилось практической разработкой художником проблем светомузыкального синтеза (смотри Светомузыка).
В 1928 году Кандинский получил германское гражданство. В 1930-31 путешествовал по Италии, Египту, Палестине, Турции, Греции. В 1933, после закрытия нацистами Баухауза, Кандинский переселился во Францию; в 1939 принял французское гражданство. В Германии его работы были показаны на выставке «Дегенеративное искусство» (1937) и изъяты из музеев. В живописи последнего десятилетия жизни Кандинским достигнут определённый синтез предшествующих поисков: мягко изгибающиеся формы заключены в чёткий контур и ясно выделяются на однотонном фоне («Вокруг круга», 1940, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Мягкий порыв», 1944, Национальный музей современного искусства, Париж). Некоторые из поздних абстракций Кандинского напоминают древние пиктограммы, магические знаки или идеограммы, сближаясь с живописью Х. Миро и предвосхищая направление иероглифического абстракционизма.
Соч.: А. Schoenberg, W. Kandinsky: letters, pictures and documents / Ed. by J. Hahl-Koch. L.; Boston, 1984; Complete writings on art / Ed. by К. С. Lindsay, Р. Vergo. N. Y., 1994; W. Kandinsky and G. Мünter: letters and reminiscences, 1902-1914 / Ed. by А. Hoberg. Мünch.; N. Y., 1994; Über das Theater. Кöln, 1998; Избранные труды по теории искусства. 2-е изд. М., 2008. Т. 1-2.
Лит.: Grohmann W. W. Kandinsky. Leben und Werk. Кöln, 1958; Ringbom S. The sounding cosmos. Åbo, 1970; Weiss Р. Kandinsky in Munich: the formative Jugendstil years. Princeton, 1979; idem. Kandinsky and Old Russia... New Haven, 1995; Long R. С. W. Kandinsky: the development of an abstract style. Oxf.; N. Y., 1980; Röthel Н. К., Benjamin J. К. Kandinsky, catalogue raisonné of the oil paintings. L., 1982-1984. Vol. 1-2; Poling С. V. Kandinsky’s teaching at the Bauhaus. N. Y., 1986; Кудряшов Ю. Философия искусства Кандинского в свете эстетики немецкого романтизма // Проблемы музыкального романтизма. Л., 1987; В. В. Кандинский: Кат. выставки. Л., 1989; Barnett V. Е. Kandinsky watercolours: Catalogue raisonné. Ithaca, 1992-1994. Vol. 1-2; Сарабъянов Д. В., Автономова Н. Б. В.Кандинский. Путь художника. Художник и время. М., 1994; Лакост М. Кандинский. М., 1995; Сарабьянов Д. В. В. Кандинский в русском контексте // Вопросы искусствознания. 1997. Вып. 1; Многогранный мир Кандинского. [Сб. ст.] / Ред. Н. Б. Автономова и др. М., 1998; Mazur-Keblowski Е. Apokalypse als Hoffnung: Die russischen Aspekte der Kunst und Kunsttheorie V. Kandinskijs vor 1914. Тüb., 2000; Гонтарь С. М. Кандинский: Годы в России, 1866-1921. Краснодар, 2002; Турчин В. С. Кандинский в России. М., 2005; Дружкова Н. И. Кандинский в Баухаузе... М., 2006.
В. А. Крючкова.