Кано Алонсо

КАНО (Cano) Алонсо (крещён 19.3.1601, Гранада - 3.9.1667, там же), испанский скульптор, живописец, архитектор, рисовальщик. Учился у отца, скульптора и резчика Мигеля Кано (? - не ранее 1639), после переезда семьи в Севилью (с 1614) - в мастерской Ф. Пачеко, где встретился с Д. Веласкесом и Ф. Сурбараном; скульптуре - у Х. Монтаньеса. Жизнь Кано, наделённого бурным темпераментом и неуживчивым характером, складывалась драматично. В январе 1638 года после дуэли он спешно уехал в Мадрид, где, пользуясь покровительством премьер-министра Г. де Оливареса и Веласкеса, получил королевские заказы, стал учителем рисования инфанта Бальтасара Карлоса. В 1644, подозреваемый в убийстве жены, бежал в Валенсию, где скрывался в картезианском монастыре, в том же году вернулся в Мадрид, а с 1651 жил в Гранаде, работал в соборе, приняв сан священника; в 1667 стал «маэстро майор» (главным мастером собора). Поздний (гранадский) период был для Кано временем высоких творческих свершений.

Кано (Cano) АлонсоБудучи одним из крупнейших мастеров испанской скульптуры, Кано тяготел к спокойным и гармоничным образам; его произведения отличались тонкой одухотворённостью образов, живописной пластичностью форм и красотой изысканной полихромии. Кано работал преимущественно в области религиозной деревянной скульптуры, ему принадлежит монументальный алтарь в церкви Санта-Мария-де-ла-Олива в Лебрихе (1629-31).

Реклама

Живопись Кано менее самобытна и обнаруживает влияние итальянского искусства; её отличают красота форм, безупречность пластической моделировки и цветовой гаммы. Раннее полотно «Сан-Франсиско де Борха» (1624, Музей изящных искусств, Севилья) своей тёмной, насыщенной светотеневыми контрастами манерой письма свидетельствует о воздействии живописи Ф. Пачеко. Пластическая сила отличает образ святой Инессы (около 1634-37, картина утрачена в 1945 в Берлине). Идеал возвышенной женской красоты чаще всего находил воплощение в образе Девы Марии («Мадонна с Младенцем», 1630-40, Прадо, Мадрид; «Видение Мадонны с Младенцем свыше Антонию», 1643-52, Старая пинакотека, Мюнхен) и особенно в изображениях «Непорочного зачатия» (Музей изящных искусств, Витория, и др.). С начала 1640-х годов живопись Кано стала светлой, лёгкой, приобрела свободу мазка. Влияние Тициана, П. Веронезе, итальянского маньеризма сказалось в картинах «Noli me tangere» (около 1640, Музей изобразительных искусств, Будапешт), «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелом» (1638-52, Прадо, Мадрид). Близость к Д. Веласкесу ощущается в живописных приёмах картин «Чудо у колодца» (1646-48, там же) и «Нисхождение Христа в ад» (1652, Городской музей, Лос-Анджелес), отчасти в созданных для мадридского Алькасара «Вестготских королях» (Прадо, Мадрид) - изображениях придворных шутов или персонажей театральных пьес.

Отдавая в своих многочисленных рисунках предпочтение архитектурным мотивам, Кано незадолго до смерти создал один из самых необычных и смелых памятников испанской архитектуры 17 века - главный фасад собора в Гранаде (проект осуществлён в 1703 году Х. Гранадосом). Для этого собора мастер исполнил также скульптурный декор (бюсты Адама, Евы и апостола Павла, статуи «Мадонна с Младенцем Белен», «Непорочное зачатие», 1655-56) и цикл огромных картин «Семь радостей Марии» (1652-64) для главной капеллы.

Лит.: Martines Chumillas М. А. Cano. Madrid, 1949; Gomez-Moreno М. Е. А. Cano. Madrid, 1954; Wethey Н. Е. А. Cano. Princeton, 1955.

Т. П. Каптерева.