Караимы

КАРАИМЫ [еврейский Караимы    - «караим», буквально - читающие, взывающие; самоназвания - бней микра, баалей микра (люди Писания)],

1) в иудаизме - представители направления (караизм, караимизм, караимство), альтернативной раввинистической традиции.

Караимы Караимское учение сложилось в 8 веке на территории современного Ирака (входившей в Арабский халифат) в результате слияния различных сект. Его основателем традиционно считается Анан бен Давид (8 век); авторы важнейших сочинений - Биньямин бен Моше Нахавенди (9 век) и Якуб аль Киркисани (10 век). Признавая единственным источником вероучения Писание (Танах), караимы отвергают Устный Закон, частью которого является Талмуд - один из основных источников права и экзегезы в раввинистической традиции. С течением времени караимы выработали собственную экзегетическую традицию. Полемика между караимами и раввинистами сыграла большую роль в оформлении обоих направлений. Консолидация различных караимских течений в однородную доктрину произошла в 10 веке. Караимское учение отличается от раввинистического ригоризмом, особенностями календаря, ритуальных практик, богослужения, религиозно-правовых предписаний.

Реклама

Постепенно караимское движение распространилось в Египте, Палестине, Испании, к 12 веку его центром стала Византия. Одним из значительных караимских авторов Византии был Элияху бен Моше Башьяци (15 век), составивший свод законов «Адерет Элияху» («Облачение Илии»). После захвата в 1453 году Константинополя турками часть византийских караимов переселилась в Крым. В Восточной Европе (Крым, Литва, Галиция, Волынь) караимские общины появляются с 13 века. Первое достоверное упоминание о караимах в Крыму в г. Солхат (ныне Старый Крым) относится к 1278 году. С переносом в 14 веке ставки татарских правителей Крыма из Солхата в Кырк-Ер (позднее Чуфут-Кале) этот город постепенно стал центром караимской общины. В 15 веке караимы появились в крымском княжестве Феодоро (столица - Мангуп). Основными караимскими центрами в Великом княжестве Литовском и Польше стали Троки (ныне Тракай), Луцк и Галич. Известному караимскому литовскому учёному Ицхаку бен Аврааму Троки (16 век) принадлежит полемический антихристианский трактат «Хиззук эмуна» («Укрепление веры»).

Караимы Разговорным языком ближневосточных караимов был арабский, византийских - греческий; восточноевропейские караимы говорили на тюркских языках - караимском языке, в Крыму - караимском этнолекте крымско-татарского языка. Язык священных текстов - древнееврейский язык.

Власти государств, в которых проживали евреи-раввинисты и караимы, до конца 18 века не проводили разграничений между законодательным статусом этих общин. С включением Крыма (1783) и Литвы (1795) в состав Российской империи восточноевропейские караимы начали борьбу за освобождение от ограничений, налагавшихся на евреев-раввинистов. В 1837 году было создано Таврическое и Одесское караимское духовное управление, в 1863 - аналогичное управление в Троках, тогда же караимы добились полного гражданского равноправия с коренным населением. Этому в немалой степени способствовала деятельность караимского просветителя и коллекционера А. С. Фирковича, доказывавшего древность появления караимов в Крыму на основании собранных им рукописных и эпиграфических материалов (отчасти сфальсифицированных). В конце 19 века на территории Российской империи было около 40 караимских общин и действовало 20 караимских синагог (кенасс). Согласно переписи 1897, общая численность караимов в Российской империи составляла около 13 тысяч человек В конце 19 - начале 20 века в Евпатории были созданы Александровское караимское духовное училище и библиотека «Карай-битиклиги», в Москве издавался журнал «Караимская жизнь», в Вильно - журнал «Караимское слово».

В 19-20 веках караимы Восточной Европы частично отходят от религиозных традиций и формируются в этническую группу. В 20 веке получила распространение теория происхождения восточноевропейских караимов от хазар (тюрков), пропагандировавшаяся караимским общественно-религиозным деятелем С. М. Шапшалом (1873-1961). В годы 2-й мировой войны признание нацистским руководством Германии тюркского происхождения восточноевропейских караимов спасло их от уничтожения.

Караимы В послевоенный период большая часть египетских, иракских и турецких караимов переселилась в Израиль. К началу 21 века караимы в Израиле насчитывали около 20 тысяч человек. Основные центры - Рамла, Ашдод и др. Иерусалимская караимская синагога, основание которой приписывается Анану бен Давиду, - одна из древнейших действующих синагог в мире.

2) Народ в Украине (около 1200 человек), России (366 человек, в основном в Москве и Санкт-Петербурге - 2002, перепись), Литве (до 300 человек), Польше (45 человек). Бытовая культура сочетает культуру окружающих народов и элементы еврейской традиции; культура крымских караимов близка к крымско-татарской. С конца 20 века возникают караимские общественные организации.

Лит.: Neтoy L. Karaite anthology. New Haven, 1952; Ankori Z. Karaites in Byzantium: the formative years, 970-1100. N. Y., 1968; Karaite separatism in nineteenth-century Russia / Ed. Ph. Miller. Cincinnatti, 1993.

А. М. Федорчук.