Кашмирский шиваизм

КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ, комплекс религиозно-философских шиваитских школ (смотри Шиваизм) монистического характера, действовавших в Кашмире в 8-18 века. Одно из самоназваний кашмирского шиваизма - трика (буквально - триада) обозначает совокупность трёх фундаментальных философских категорий. Среди различных вариантов этой триады: Шива (высший Бог), Шакти (его божественная энергия) и индивидуальная душа; три элемента знания (познающий, познаваемое, самопознание); три уровня речи и др.

По преданию, учение кашмирского шиваизма было передано людям Шивой в незапамятные времена, но ввиду последующего искажения его ложными дуалистическими представлениями потребовалось новое откровение, которое получил живший близ города Шринагар (Сринагар) мудрец Васугупта (8-9 века). Шива явился ему во сне и объявил, что на горе Махадева на особом камне высечены слова учения. Васугупта нашёл камень, легко перевернул его и обнаружил высеченные на нём сутры. Это легенда о происхождении одного из важнейших текстов кашмирского шиваизма - «Шива-сутр». По преданию, камень сохранился доныне, однако текста на нём нет.

Реклама

Источники. Большинство основных произведений кашмирского шиваизма было составлено в 8-12 века - в период расцвета этой традиции. Литература кашмирского шиваизма состоит из разделов «агама», «спанда» и «пратьябхиджня». Произведения, составляющие раздел «агама» (буквально - священная традиция), считаются откровением, полученным непосредственно от Бога. В этот раздел входят некоторые тантры, из которых особенно важны «Малинивиджая», «Сваччханда», «Виджнянабхайрава», «Нетра». К этому же разделу относятся и «Шива-сутры». Основной текст раздела «спанда» - «Спанда-карики» Каллаты Бхатты (9 век), ученика Васугупты. В произведениях, относящихся к этому разделу, развивается идея абсолютного начала как универсальной вибрирующей энергии (спанда). В третий раздел, «пратья-бхиджня» (буквально - узнавание), входят тексты метафизического характера. Словом «пратьябхиджня» обозначается также отдельное, преимущественно философское, направление в рамках кашмирского шиваизма, основателем которого был Сомананда (9-10 века), автор фундаментального трактата «Шивадришти» («Созерцание Шивы»). Ученик Сомананды - Утпаладева разработал ключевое понятие системы - пратьябхиджня - в трактате «Ишварапратьябхиджня-карики» («Стихи об узнавании Ишвары»). Крупнейший представитель пратьябхиджни и кашмирского шиваизма в целом - Абхинавагупта (10-11 века). Среди других мыслителей кашмирского шиваизма выделяются ученик Абхинавагупты Кшемараджа (10-11 века) и Джаяратха (12 век), автор комментария к основной работе Абхинавагупты - «Тантралока» («Свет тантры»). Часто понятие пратьябхиджни используется для обозначения кашмирского шиваизма как такового.

Учение. В кашмирском шиваизме основой мироздания считается Высшее Божество (Парамешвара), или абсолютное, ничем не обусловленное, недифференцированное Сознание (Парасамвит), которое и пронизывает весь мир, и находится за его пределами. Это также божественное «Я», всемогущая энергия. Высшее Божество есть соединение двух неразделимых и вечных принципов - Шивы и Шакти; эти же принципы применительно к абсолютному Сознанию понимаются как чистый божественный свет (пракаша) и динамичное самосознание (вимарша). В полемике с концепцией неизменного Абсолюта у Шанкары представители кашмирского шиваизма считали, что Абсолют не может ограничиваться только «божественным светом» и представляет собой тесную взаимосвязь пракаши и вимарши. По словам Кшемараджи («Параправешика»), «если бы [высшая реальность] не обладала вимаршей, она была бы бессильной и инертной».

Шива наделён пятью основными функциями: самоограничением, творением, сохранением, разрушением Вселенной, а также благодатью. Шакти же есть единство пяти основных энергий: света самосознания, абсолютного блаженства, совершенной воли, высшего знания и высшей силы действия.

В разработанной кашмирским шиваизмом сложной картине эволюции мироздания Шива и Шакти представляют собой два вечных начала бытия (таттвы), из которых последовательно эманируют 34 его ступени. Мир появляется в результате спонтанного волеизъявления Абсолюта, накладывающего ограничение на свою полноту и тем самым порождающего мир со всей его множественностью. Таким образом, Вселенная есть лишь динамическое и целенаправленное «самораскрытие» Абсолюта. Из двух вечных таттв вначале появляются три «чистые» ступени (Садашива, Ишвара и Шуддхавидья), где ещё отсутствует разрыв между субъективным и объективным компонентами опыта. Затем вступает в действие омрачающая сила майи и пяти её принципов (канчуки), образующих следующие шесть ступеней-таттв, и с них начинается творение «нечистого» характера. Каждая из канчук представляет собой ограничение божественного совершенства и его подмену ограниченным действием, ограниченным знанием, стремлением к осуществлению отдельных желаний, временем, пространством, причинностью и формой. Единство опыта расщепляется при этом на «я» и «не-я».

Дальнейшая эволюция мира происходит по схеме, описанной в философии санкхьи, с той разницей, что в кашмирском шиваизме пуруша (душа) - это не абсолютное, а зависимое индивидуальное начало, а пракрити (первичная материя) не единична, а множественна: для каждой пуруши есть своя пракрити. После проявления последней, 36-й таттвы (первостихия земли), формируется космос, заселяемый различными существами. Мыслители кашмирского шиваизма разделяли эти существа на семь иерархических классов в зависимости от их отношения к духовному познанию и наличию либо отсутствию у них трёх так называемых загрязнений (малы): изначальной глубинной ограниченности, различения и многообразия, эгоистических побуждений, влекущих за собой ограниченные действия с определёнными последствиями (карма). На вершине иерархии стоят совершенные существа, называемые акалами (не имеющими ограничений), чья сфера пребывания совпадает с двумя вечными (Шива и Шакти) таттвами. Низшим же классом существ являются сакалы (имеющие ограничения), которые отягощены всеми тремя малами, максимально отдаляющими их от истинного понимания. Душа по своей природе идентична Парамешваре, однако, находясь под бременем «загрязнений», не может осознать это.

Философия кашмирского шиваизма сходна с системами мысли других шиваитских школ, особенно с шайва сиддхантой.

Практика. Мыслители и наставники кашмирского шиваизма предлагают своим последователям соответствующие психопрактики, систематизировав их в виде четырёх «средств» (упаи):

1) анавопая (созерцание различных объектов как внешних, так и внутренних);

2) шактопая (различные формы самосозерцания);

3) шамбхавопая (переживание блаженства истинного «я» и реализация его божественной природы без помощи ума).

Высшей частью шамбхавопаи является анупая - реализация «я» без усилий. Двигаясь от анавопаи к анупае, адепт окончательно удаляет свои «загрязнения» и «узнаёт» в себе Бога, что знаменует обретение свободы (мокша). Как и в шиваизме в целом, в кашмирском шиваизме велика роль гуру, без участия которого почти невозможно нисхождение божественной милости (шактипата) на ученика, а значит, и освобождение.

Лит.: Dyczkowski М. S. G. The doctrine of vibration: an analysis of the doctrines and practices of Kashmir Shaivism. Albany, 1987; Мüller-Ortega Р. Е. The triadic Heart of Śiva: Kaula tantricism of Abhinavagupta in the nondual Shaivism of Kashmir. Albany, 1989; Pandit В.N. History of Kashmir Śaivism. Srinagar, 1989; Flood G.D. Body and cosmology in Kashmir Śaivism. S. F., 1993; Mishra К. Kashmir Śaivism: the central philosophy of tantrism. New Delhi, 1999; Chatterji J. С. Kashmir Shaivism. 3rd ed. Culver City, 2000; Пандит Б. Н. Основы кашмирского шиваизма. М., 2004.

Смотри также литературу при статье Абхинавагупта.

С. В. Пахомов.