Кашмирцы
КАШМИРЦЫ (самоназвания - кашур, кашмири), народ, основное население Кашмира. Численность в Индии около 7 миллионов человек (2008, оценка), из них в штате Джамму и Кашмир 6 миллионов человек (характерна диспропорция полового состава: мужчины составляют 66,6%, женщины - 43,4%; 2001, перепись); живут также в штатах Пенджаб, Чандигарх, Химачал-Прадеш, Уттаракханд, Харьяна, Уттар-Прадеш, Раджастхан, Махараштра. В Пакистане проживает свыше 100 тысяч человек, в Великобритании - 122 тысячи человек. Говорят на языке кашмири, распространены также хинди и английский язык. 92% кашмирцев - мусульмане (в основном сунниты, есть также шииты - главным образом среди зажиточных горожан), 6% - индусы, 2% - сикхи.
Большинство кашмирцев (около 75%) занимаются сельским хозяйством. Земледелие в долине - оросительное (рис, кукуруза, пшеница), на плато - богарное (в основном ячмень и просо). На плотах на озере Дал устраивают плавучие огороды. Выращивают кунжут, хлопок, лён, овощи, бахчевые культуры, шафран (особенно в окрестностях города Пампур близ Сринагара), фруктовые и ореховые деревья (Кашмир объявлен экспортной зоной яблок и грецкого ореха), развиты шелко- и пчеловодство. После завоевания Кашмира Акбаром (1586) на склонах гор строились террасные сады с разными сортами роз, фонтанами и каналами, питающимися из природных источников (Чашмашахи, Нишад, Шалимар и др.). Кашмирцы держат рабочих быков (мелкой кашмирской породы), разводят овец и коз (дающих знаменитую кашмирскую шерсть). Добывают водоросли в озере Дал (на корм скоту и удобрения). Развито шелкоделие, производство тканых шалей (с тканым и вышитым узором, из мягкой шерсти - пашмина, из пуха - шатуш), ковров (ворсовые близки к иранским и среднеазиатским, безворсовые - к индийским; характерны изображения растений и животных, мифологические и эпические сцены), вышитых войлочных ковров (намда), изделий из папье-маше, резьба по дереву (ценится древесина грецкого ореха), ювелирное искусство, изготовление металлической посуды, холодного и огнестрельного оружия; в 19 веке шали, шафран и др. были основными товарами экспорта, контролировавшегося махараджами. Крестьяне несли повинность по переноске грузов торговцев через горы (бегар). Жилище двухэтажное (в нижнем этаже помещается скот), каркасное, из кирпича, дерева или камня; в горах дома уступами примыкают друг к другу. С 19 века строят плавучие домики на озёрах и каналах с резными потолками в технике хатамбанд. Жилище отапливается печью с вмазанным котлом; зимой кашмирцы обогреваются с помощью глиняного сосуда, оплетённого прутьями, с горячими углями, который носят под одеждой (кангар, кангри). Одежда - штаны (у мужчин - пайджама, у женщин - шальвар), длинная рубаха (ферин), верхний халат (пхирен, перен; у мусульман с запахом направо, у индусов - налево), у женщин на голове покрывала, у мужчин - шапки из каракуля и тюрбаны.
Реклама
В основе социальной организации - домохозяйства (чула), патрилинейные роды (кол) и локализованные патрилиниджи (котамб); патрилинейные институты влияют главным образом на регулирование браков. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа; сиблинги делятся по полу, для обозначения кузенов используются описательные конструкции. В обращении младших родственников к старшим употребляются вокативные термины, образующиеся путём прибавления специальных суффиксов. Касты представлены в основном среди индусов. Кашмирские брахманы пользуются наивысшим статусом среди брахманов в Индии. Замкнутые профессиональные группы образуют пастухи, маслоделы, лодочники (ханджи), живущие с семьями в лодках и передвигающиеся по Джеламу. Исполнители сатирического театра бхандапатхера составляют общину в районе Анантнаг (представление продолжается с заката до рассвета, драматическое действие сочетается с танцем). В Кашмире находятся руины индуистских храмов, построенных из гигантских каменных блоков (Мартанда - 8 век, Авантипури - 9 век, и др.), буддийские ступы и монастыри (Ламаюру, Алчи, Ликикра и др., 11-12 века, в городе Лех и близ него), деревянные мечети (Шах-Хамадан, 14 век; Хазратбал, где хранится волос из бороды Мухаммеда в Сринагаре, 17 век, и др.). Индусы совершают паломничества к пещере Амарнатх к северо-востоку от Сринагара. В древности в Кашмире находились центры кашмирского шиваизма и буддизма, развивались кашмири литература, музыка (часть мелодий, музыкальных жанров и инструментов принесены из Средней Азии и Ирана в 15 веке).
В Кашмире жили знаменитые санскритоязычные писатели, философы и учёные: Дамодара Гупта (8 век), Сомадева (автор сборника «Океан сказаний», 11 век), Кшемендра (11 век) и др. Отрывки из санскритской хроники Калханы «Раджатарангини» («Волны царей», 12 век), продолженной в 15-16 века, читали уличные профессиональные сказители.
Лит.: Пуляркин В. А. Кашмир. М., 1956; Кудрявцев М. К. Народы Джамму и Кашмира // Народы Южной Азии. М., 1963; Parmu R. К. А history of muslim rule in Kashmir 1320-1819. New Delhi, 1969; Madan Т.N. Family and kinship: а study of the pandits of rural Kashmir. 2nd ed. Oxf.; Delhi, 1989.
Т. П. Селиванова.