Катары

КАТАРЫ (от греческого ϰαθαρός - чистый),

1) самоназвание новациан.

2) Последователи средневековых еретических движений, распространённых в 12-14 веках преимущественно в землях Северной и Южной Франции, Италии, Северных Пиренеев, долины реки Рейн. Самое раннее известное упоминание латинского слова «cathares» (предположительно от греческого ϰαθαρός, по другой версии, от латинского cattus - кот) содержится в сочинении Экберта из Шонау «Против катаров» («Sermones adversus catharos», 1163). Часто оно использовалось для обозначения еретиков вообще, в то же время ряд текстов, описывающих учение катаров, ограничиваются словом «еретики». Катаров Южной Франции также называют альбигойцами (по городу Альби).

В 11 - середине 12 века в ряде областей Западной Европы были распространены так называемые протокатарские религиозные движения (ересь петробрусиан, 1130-40-е годы; ересь пифлов, 1150-е годы; многие течения не получили особого наименования). Для них были характерны острая критика священства, отрицание роли Церкви в деле спасения человека, неприятие большинства или всех церковных таинств. Многие исследователи связывают рост числа ересей в этот период с движением за обновление церковной жизни (смотри в статье Клюнийская реформа). Значительную роль в идентификации самих еретических течений сыграло развитие канонического права.

Реклама

Становление и расцвет движения катаров приходятся на середину 12 - начало 13 века. Их учения реконструируются на основании документов инквизиции, полемических антиеретических сочинений, а также приписываемых катарам двух богословских трактатов («De duobus principiis», 2-я треть 13 века, и так называемый «Анонимный трактат», начало 13 века) и трёх описаний обрядовых практик - «ритуалов» (Лионский, Провансальский и Дублинский, все - середина 13 века). До середины 20 века в историографии господствовала концепция происхождения катаризма от распространённой (с 10 века) в Восточной Европе ереси богомилов (смотри Богомильство) и даже от значительно более древнего учения Мани (смотри Манихейство). Однако анализ найденных в 1-й половине 20 века аутентичных катарских сочинений и систематическое изучение многочисленных документов инквизиции позволили рассматривать катаризм как самостоятельное движение, возникшее непосредственно в Западной Европе. Родственному учению катаров была ересь вальденсов, впоследствии отмежевавшихся от них и вступивших с ними в острую полемику.

Учение катаров было близко дуалистам-гностикам (смотри Гностицизм). В основе доктрины катаризма лежало противопоставление духовного, невидимого мира добра, сотворённого «истинным Богом Любви», несправедливому материальному миру, устроенному Люцифером (дьяволом) для заточения ангельских душ в человеческих телах. Вместе с «суетой» земного мира катары отвергали Церковь, также считая её творением дьявола. Многие катары полагали, что Иисус Христос не родился физически, а снизошёл с небес и имел тело, лишь кажущееся материальным (смотри Докетизм). Он явился напомнить людям об их ангельской сущности и указать путь возвращения к истинному Богу. Этот путь понимался катарами как отвержение мирских благ и всего плотского, даже до полного отказа от принятия пищи (голодное самоубийство), и связывался с крещением огнём (в противоположность церковной практике использования при крещении воды) и Святым Духом. Такое крещение, называвшееся «утешением» (латинский consolamentum), производилось через наложение рук «совершенными» катарами, делало крещёного «совершенным» и в идеале означало уход от мирских благ в общину верующих. В иерархии катаров выделялось несколько уровней: прихожане - «совершенные» члены общин; «старшие» - главы общин; диаконы, управлявшие несколькими общинами; епископы, возглавлявшие крупные епархии.

Распространение учения катаров вызвало ожесточённую богословскую полемику между ними и католиками. К началу 13 века на фоне обостряющихся антиклерикальных движений и феодальных войн в Южной Франции возник конфликт между Святым престолом и местными сеньорами (в первую очередь графом Тулузским), который привёл к объявлению в 1208 году папой Римским Иннокентием III крестового похода в Лангедок против еретиков и непокорных сеньоров (смотри Альбигойские войны). Во 2-й трети 13 - 1-й половине 14 века в районах распространения катаризма активно действовала инквизиция. К этому периоду относятся обширные материалы инквизиционных допросов, свидетельствующие о многообразии катарских верований, особенно долго сохранявшихся в отдалённых горных деревнях. В это же время движения катаров активно распространялись на Апеннинском полуострове, во многом благодаря бегству в Италию «совершенных» катаров из разорённых крестоносцами земель Южной Франции. В 1321 в Вильруж-Терменесе (ныне департамент Од) был сожжён «последний катар» Г. Белибаст. К середине 14 века ересь катаров почти полностью исчезла.

Лит. : Осокин Н. А. История альбигойцев и их времени. Казань, 1869-1872. Т. 1-2. М., 2003; Griffe Е. Les débuts de l’aventure cathare en Languedoc: 1140-1190. Р., 1969, Ле Руа Ладюpи Э. Монтайю: окситанская деревня (1294-1324). Екатеринбург, 2001; Ольденбург З. Костер Монсегюра: История альбигойских крестовых походов. СПб., 2001; Roquebert М. Histoire des cathares: Нérésie, Croisade, Inquisition du XIe au XIVe siècle. 2 éd. [Р.], 2002.

А. С. Позняков.