Катехизис

КАТЕХИЗИС, катихизис (греческий ϰατήχησις - поучение, наставление, оглашение, от ϰατηχέω - поучать, обучать),

1) изложение основ какого-либо знания, главным образом религиозного вероучения (смотри Катехизация).

2) Книга, содержащая основные положения христианского вероучения, представленные, как правило, в виде вопросов и ответов; жанр вероучительной литературы (подобная жанровая форма изложения основ вероучения существует в буддизме, исламе, митраизме). Примерами письменной фиксации крещальной катехезы в христианской Церкви первых веков являются «Доказательство апостольской проповеди» священномученика Иринея Лионского (2 век), «Поучения огласительные и тайноводственные» (347-348) святителя Кирилла Иерусалимского, «Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского (4 век), «Об обучении оглашенных» (400) блаженного Августина, а по мнению некоторых исследователей, также и Дидахэ (конец 1 века). В средние века в качестве систематических тем катехетических наставлений к Символу веры и молитве Отче наш были добавлены Десять заповедей Божиих (Декалог) и церковные таинства, что составило структурную основу катехизиса как учебно-дидактического пособия.

Реклама

Собственно первая книга под названием «катехизис» была написана в Северной Африке католическим португальским епископом Дьогу Ортишом ди Вильегашом - «Cathecismo Pequeno da doctrina...» - и издана в Лиссабоне в 1504 году. Наиболее значительные катехизисы (получавшие и другие названия: doctrina, summa, enchiridion, compendium, institutio, elementa) появились в 16 веке в Западной Европе в связи с Реформацией. В протестантской традиции наряду с катехизисами, авторами которых были Ф. Меланхтон (1524), И. Бугенхаген (1525), И. Бренц (1527-28), А. Альтхамер (1528), М. Мажвидас (1547; первая книга на литовском языке), центральное место занимают «Enchiridion. Der kleine Catechismus... für die gemeine Pfarhern und Prediger...» («Малый» катехизис) и «Deutsch Catechismus» («Большой» катехизис) (оба 1529) М. Лютера. Предназначенные в качестве руководства соответственно для семьи и для церковной общины, «Малый» и «Большой» катехизисы возведены в разряд вероучительных книг лютеранства. Их характерной чертой является органичная связь с Библией, проповеднический стиль, ясность языка.

Католические катехизисы 16 века, среди которых - «Энхиридион» И. Гроппера (1538), «Сумма» П. Канизия (1555) и особенно популярная «Доктрина» кардинала Р. Беллармина (1-я редакция - 1597), переведённая на 56 языков, были реакцией на катехизисы Лютера. Официальным статусом в католической церкви обладает созданный по специальному декрету Тридентского собора «Catechismus romanus» («Римский катехизис», 1566). Вследствие католической миссии в Америке катехизисы стали первыми печатными книгами на этом континенте (Мехико, 1543; Лима, 1584).

К 16 веку относятся классические катехизисы Реформатской [«Женевский катехизис» Ж. Кальвина (1542) и «Гейдельбергский катехизис» (1563); с 1618 оба - символические книги реформатов] и Англиканской («А Catechism, that is to say, an Instruction to be learned of every person before he be brought to be confirmed by the Bishop», 1553) церквей.

Впоследствии в Западной Европе появились не только различные формы катехизисов, варьирующиеся в зависимости от пастырско-практических нужд и конкретных адресатов, но и попытки концептуального переосмысления этого жанра. Так, наряду с иллюстрированными, поэтическими, миссионерскими, апологетическими, епархиальными, детскими, школьными катехизисами, катехизисами для взрослых и для клириков, встречаются катехизисы, построенные по принципу следования Священной истории («Catéchisme historique» К. Флери, 1683) либо отталкивающиеся от личностно-экзистенциальных вопросов человеческого бытия («De nieuwe Katechismus», 1966). Катехизическая литература стран «третьего мира» отличается явной социальной направленностью и связью с теологией освобождения (Никарагуа - «Евангелие на Солентинаме» Э. Карденаля, 1975; Бразилия - «От жизни к Библии», 1972). Зародившаяся в католичестве в начале 19 века идея единого, или так называемого вселенского, катехизиса («Катехизис Французской империи», 1806) нашла воплощение в созданном при папе Римском Иоанне Павле II в духе решений Ватиканского II собора «Катехизисе Католической Церкви» (1992, русский перевод 1998).

Возникшие столетием позже, чем на Западе, православные катехизисы формально отличались лишь расширенной структурой за счёт введения некоторых дополнительных разделов [о дарах Святого Духа, плоды веры, о «последних вещах» (эсхатология), заповеди блаженства]. Один из самых ранних православных катехизисов - «Большой Катехизис» Лаврентия Зизания (1-я четверть 17 века; церковнославянское издание - 1627) - получил распространение только у русских старообрядцев. Изданное в Женеве в 1629 году «Исповедание веры» патриарха Константинопольского Кирилла Лукариса не было принято в православной среде ввиду явной кальвинистской направленности. Выдающимся памятником православной катехизической литературы является первоначально написанное на латыни «Православное исповедание веры кафолической и апостольской Церкви Восточной» митрополита Петра Могилы (латинский - 1642; греческий - 1643; церковнославянское издание - 1685). Сыграв значительную роль в истории богословия, это сочинение с конца 19 века вызывало споры по поводу адекватности изложения православного вероучения и степени оказанного на сочинение влияния католической схоластики. Первая собственно русская книга в жанре катехизиса - «Букварь, или Первое учение отроком с катехизисом» (1720) - принадлежит архиепископу Феофану Прокоповичу. К наиболее значительному катехизису русского православия относятся «Православное учение» (1765) митрополита Платона (Левшина), «Сокращённый катехизис» (1782) и «Пространный катехизис» (1783) для юношества Ф. И. Янковича де Мириево, «Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной Церкви» (1823) и «Начатки христианского учения, или Краткая Священная история и краткий катехизис» (1828) митрополита Филарета (Дроздова), «Опыт христианского православного катехизиса» (1924) митрополита Антония (Храповицкого), «Православный катехизис» (начало 1950-х годов, изд. 1981) епископа РПЦЗ Александра (Семёнова-Тян-Шанского).

Среди катехизисов других поместных православных церквей: «Православный катехизис» (1940, русский перевод 1954) чешского епископа Горазда (Павлика); изданные в Америке «The Orthodox Faith» («Православная вера», т. 1-4, 1971-75) протопресвитера Фомы Хопко и «А new-style Catechism on the eastern orthodox faith for adults» («Новый катехизис восточно-православной веры для взрослых», 1969); семейный катехизис европейских франкоязычных общин Константинопольского патриархата «Dieu est vivant» («Бог жив», 1979).

3) Учебная дисциплина в христианских школах.

Лит.: Флоровский Г., протоиерей Пути русского богословия. Париж, 1937. К., 1991; Bellinger G. J. Der Catechismus Romanus und die Reformation. Paderborn, 1970; Hauptmann Р. Die Katechismen der Russisch-orthodoxen Kirche. Gött., 1971; Chrobak W. Der Katechismus von den Anfängen bis zur Gegenwart. Мünch.; Z., 1987; Katechismus der Welt - Weltkatechismus: 500 Jahre Geschichte des Katechismus / Hrsg. М. Buschkühl. Eichstätt, 1993; Ratzinger J., Schönborn Ch. Kleine Hinführung zum Katechismus der katholischen Kirche. Мünch., 1993; Ratzinger J. Evangelium - Katechese - Katechismus. Мünch., 1995; Die Gegenwartsbedeutung der Katechismen Martin Luthers / Hrsg. N. Dennerlein. Gütersloh, 2005.

Е. А. Пилипенко.