Каватина
КАВАТИНА (итальянский cavatina; уменьшительный от cavata, буквально - извлечение, выкапывание), небольшая ария в опере и оратории. Произошла от каваты (заключительный раздел речитатива в опере, оратории, кантате 2-й половины 17 - 1-й половины 18 века). Для каватины характерны простая песенная мелодика, безрепризная форма (в отличие от 3-частной арии da capo). Один из ранних образцов - в опере «Монтесума» К. Г. Грауна (1755). К жанру каватины обращались В. А. Моцарт (К. Фигаро, Графини, Барбарины в опере «Свадьба Фигаро»), Й. Гайдн (К. Луки, Ханны в оратории «Времена года»). В 1-й половине 19 века каватиной часто называли выходную арию в опере (К. Фигаро в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини, К. Антониды в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки). В 19-20 веках встречаются каватины как с виртуозной вокальной партией (К. Розины в «Севильском цирюльнике»), так и каватины лирического характера в умеренно медленном темпе (каватина Нормы в опере «Норма» В. Беллини), некоторые представляют собой развёрнутые арии (каватина Людмилы в опере «Руслан и Людмила» Глинки, каватина Кончаковны в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина, каватина Алеко в опере «Алеко» С. В. Рахманинова). Каватиной может называться также небольшая лирическая инструментальная пьеса (каватина для тромбона и фортепиано ор. 144 К. Сен-Санса) или часть цикла (2-я часть струнного квартета В-dur op. 130 Л. ван Бетховена).