Киево-печерский патерик

КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК, памятник древнерусской книжности, сборник сказаний об истории создания Киево-Печерского монастыря и о его монахах. Основу Киево-Печерского патерика, формирование которого относится к 1 -й трети 13 века, составили послание владимиро-суздальского епископа Симона киево-печерскому монаху Поликарпу, с приложенными к нему Словом Симона о строительстве Печерской Успенской церкви и 9 сказаниями об 11 насельниках Печерской обители, а также послание Поликарпа печерскому игумену Акиндину, к которому были присоединены 11 рассказов о 13 монахах-печерянах. Не позднее начала 14 века к этим текстам было присоединено летописное повествование из «Повести временных лет» (запись под 1074) о первых черноризцах печерских. Этот цикл составил так называемую Основную редакцию Киево-Печерского патерика, в исконном виде до нас не дошедшую. В 1406 году или несколько ранее по поручению епископа Тверского Арсения была составлена новая редакция памятника, получившая в науке название Арсениевской. Из текста посланий Симона и Поликарпа были исключены некоторые фрагменты, имевшие частный характер; подвергся сокращениям, изъятиям и перестановкам ряд сказаний о печерских монахах: в частности, были устранены некоторые повествования, показывающие слабость монахов перед искушением славой и неспособность изгнать беса. На первый план в Арсениевской редакции выдвигалось деятельное начало, влияние монахов на жизнь в миру. Одновременно текст в этой редакции был расширен благодаря включению Жития Феодосия Печерского - одного из основателей монастыря (составлено монахом Нестором, по-видимому, незадолго до 1088) и похвального слова преподобному Феодосию.

Реклама

В 1460 и 1462 в Киево-Печерском монастыре книжником Кассианом были созданы две новые редакции Киево-Печерского патерика, получившие в науке названия 1-я и 2-я Кассиановские (вопрос о степени участия Кассиана в составлении 1-й редакции остаётся спорным). Текст был дополнен записями, заимствованными из летописи; в тексте 2-й редакции прослеживается тенденция расположения произведений в соответствии с хронологией описываемых событий. 1-я и 2-я Кассиановские редакции пользовались особенным вниманием читателей и получили широкое распространение в списках.

В 17 веке появились новые рукописные (редакция печерского архимандрита Иосифа Тризны, 1647-56) и первые печатные редакции Киево-Печерского патерика (1635, 1661; с несущественными изменениями текст 1661 был напечатан в 1678 и 1702). Киево-Печерский патерик послужил образцом для создания более поздних русских патериков - Волоколамского и Соловецкого.

Киево-Печерский патерик - ценный источник сведений об образе жизни и нравах древнерусского монастыря во 2-й половине 11 - 1-й половине 12 века, содержащий также информацию о событиях светской истории. Киево-Печерский патерик, несмотря на определённую зависимость в отдельных сюжетных мотивах от переводных патериков (Синайского, Египетского, Скитского), отличается от них тем, что в нём прославляются монахи не одной земли и местности, а одного монастыря, находящегося под особым покровительством Бога и Богоматери; акцентируются социальное служение монастыря, его нравственное воздействие на мирян, непростые отношения обители и княжеской власти. Большинство сказаний Киево-Печерского патерика по форме напоминают краткие жития. Для Киево-Печерского патерика характерны особого рода остросюжетность, сочетание символичности с предметной детализацией; изображаются соблазны, подстерегающие монахов, бесовские искушения, утаённая святость (сверхсмиренно утаиваемые святыми свидетельства их благодатной избранности). Памятник неоднократно привлекал внимание русских писателей (А. С. Пушкина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого).

Изд.: Патерик Киево-Печерского монастыря / Под редакцией Д. И. Абрамовича. СПб., 1911; Памятники литературы Древней Руси: XII в. М., 1980; Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 4: XII в.; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот. Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999.

Лит.: Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. СПб., 1902; Еремин И. П. Патерики // История русской литературы. М.; Л., 1941. Т. 1; Адрианова-Перетц В. П. Сюжетное повествование в житийных памятниках XI-XIII вв. // Истоки русской беллетристики. Л., 1970; Шахматов А. А. Киево-Печерский патерик и Печерская летопись // Шахматов А. А. История русского летописания. СПб., 2003. Т. 1. Кн. 2.                      

А. М. Ранчин.