Кикапу

КИКАПУ (на языке шауни; самоназвание - Kiikaapoa, от кивегапава, буквально - бродяги; на языке гуронов текапу, на языке кайова-апачи - шигапу, на языке омаха - хигабу и т.д.), индейский народ группы алгонкинов в Северной Америке. Живут в США [резервации близ города Хортон на северо-востоке штата Канзас - от 500 до 4,4 тысяч человек (2008, оценка), близ городов Мак-Лоуд и Джонс в штате Оклахома - около 2 тысяч человек и на юге штата Техас - 0,4 тысячи человек] и на северо-востоке Мексики [поселения Эль-Насименто на севере штата Коауила и Тамичопа на севере штата Сонора - 250 человек (2000, перепись)]. Свыше 57% в Мексике и около 27% в США говорят на языке кикапу группы фокс-саук-кикапу алгонкинских языков. Письменность на основе латинской графики; сохраняется слоговое письмо бабебибо и особый язык свиста. Распространены также английский и испанский языки (главным образом среди молодёжи). В основном придерживаются традиционных верований, есть последователи синкретических индеанистских культов (Американская аборигенная церковь и др.), незначительное число католиков и протестантов.

Реклама

До 1-й четверти 17 века обитали на территории между озёрами Эри и Мичиган. Предки кикапу пришли в район Великих озёр с запада; по меньшей мере со 2-го тысячелетия до нашей эры им были известны земледелие, керамика, холодная ковка меди. В доконтактный период культура типична для индейцев области Великих озёр Северо-Востока Северной Америки. Занимались ручным подсечно-огневым земледелием (кукуруза, фасоль, тыква), охотой, собирательством, рыболовством. Жили в деревнях в длинных домах. Делились на племена и патрилинейные кланы. По преданию, ранее составляли одно племя с шауни, от которых отделились из-за разгоревшейся вражды. В середине 17 века насчитывали свыше 4-6 тысяч человек. В середина 17 века были вытеснены алгонкинами-оттава и ирокезами на юго-запад современного штата Висконсин, где жили смешанно с другими алгонкинами - переселенцами с востока. На новом месте столкнулись и стали враждовать с дакота. Первые контакты с французами в 1665 году. Были втянуты в «пушные войны», в 1687-1701 воевали на стороне французов против англичан, в 1712-16 - в союзе с племенем фокс против французов. В 1730-е годы мигрировали на север современных штатов Иллинойс и Индиана. Одними из первых переняв у европейцев лошадь, перешли к конной охоте на бизона и образу жизни индейцев прерий. Летом жили в деревнях в длинных домах, зимой - в охотничьих лагерях.

В 1763 году было жестоко подавлено восстание кикапу против англичан. В 1769 участвовали в разгроме алгонкинского племени иллинойс, в 1787 поддерживали англичан против американцев, в 1790-94 участвовали в войне против американцев вождя алгонкинов-майами Маленькая Черепаха. В начале 19 века выступили на стороне Текумсе. По договору с США 1819 переселились на юг штата Миссури (часть была насильственно поселена в резервации вместе с враждебными им оседж). К 1830 их численность сократилась до 1,5-2 тысяч человек. В 1832 переселились в Канзас, позднее на Индейскую территорию (современный штат Оклахома) и на Рио-Гранде в Техас. В 1850, после потери Мексикой Техаса, часть кикапу вместе с группами алгонкинов-потаватоми, семинолов и негров-маского обратились к мексиканскому правительству с просьбой предоставить им землю. В 1852 для защиты пограничных территорий от набегов команчей и апа чи получили земли на севере Мексики. Совершали набеги на территорию Техаса. После ответного нападения американской армии на Эль-Насименто в 1873 большая часть мексиканских кикапу (свыше 800 человек) была насильственно возвращена в США и поселена вместе с семинолами и маского в Оклахоме.

Кикапу отличает упорное избегание контактов с европейцами и сопротивление аккультурации. Наименее метисированы из индейцев США. В США занимаются земледелием и скотоводством, за пределами резерваций - рыболовством. В Мексике мужчины занимаются охотой, в том числе загонной на оленей (главное промысловое и священное животное), женщины - ручным земледелием; распространено отходничество на фермы в США. Развиты обработка кожи (в том числе изготовление мокасин, ноговиц, сумок из замши с вышивкой), дерева, серебра, изготовление луков и стрел на продажу, ткачество узорных поясов на узких вертикальных станках, плетение (циновки, корзины, сумки). Сохраняется традиционная женская одежда (рубаха со складками и сборками и длинная юбка в сборку, иногда - длинное широкое платье с вышитым поясом, короткая запашная юбка, мокасины); праздничная женская одежда - из оленьей замши. Мужчины во время ритуалов надевают поверх штанов набедренные повязки, ноговицы и мокасины, головные уборы из перьев или пучок шерсти дикобраза, куртки, украшенные бахромой и лентами, раскрашивают лицо. Мужчины и женщины носят головные платки и налобные повязки.

Кикапу Поселение включает до 60 домов. Традиционное жилище (зимнее - апакуэникане, летнее - утинекане) - викиап, с дымовым отверстием и священным очагом в центре, в котором постоянно поддерживают священный огонь (сбор дров - важная обязанность). Западная часть дома посвящена духам, готовят пищу и едят в пристройке перед входом. Община Эль-Насименто состоит из 11 кланов, носящих тотемные имена (Бизона, Оленя, Сокола и т.д.), возглавляется двумя вождями («капитанами»); в прошлом делилась на фратрии: «белую», или «летнюю», - мирную фратрию с наследственным вождём и «чёрную», или «зимнюю», - с выборным. Система родства типа «омаха»; велика роль братьев и сестёр матери в воспитании её детей. Сохраняют индейские клановые имена, традиционную религию Барабана, или Сновидений, ритуальное деление деревни на «белую» и «чёрную» половины, 4 ритуальных общества «священных связок», поклоняются предкам и священному огню, строго соблюдают охотничьи запреты, постоянно проводят индивидуальные и коллективные обряды очищения, посты, медитации и жертвоприношения с последующими плясками под барабаны. Каждый клан имеет ритуального вождя. Основное божество - Великий Дух, демиург Кицихайата, избравший кикапу и спасший их от мирового потопа; в конце времён он заберёт с собой кикапу на вечную охоту. Главный праздник - Новый год (в конце февраля - начале марта); проводятся инициации мальчиков, поминальные обряды, жертвоприношения белых щенков; пение и танцы в масках в сопровождении водяного барабана, зажжение нового огня. После Нового года строится летнее жилище. Другие праздники - Дождя, Зелёной кукурузы, Зелёной тыквы, Бизона и Койота. Есть последователи индейских «пророков» 18-19 века: кикапу Кианнехуха (Канакука), делавара Неолина, шауни Тенскватава. Известны космогонические мифы (о Кицихайата, трикстере Висаке; о Небесной женщине, заподозренной мужем в измене и сброшенной вниз, где её подхватывают птицы и помещают на черепаху, плавающую в мировом океане, её дочь становится матерью культурных героев-близнецов; бобр или выхухоль приносит из-под вод потопа частичку земли), мифы на сюжеты о «неумелом подражании», «магическом бегстве», «любовнике-медведе», которого убивают муж, братья или дети женщины, и др.

Лит.: Goggin J. М. The Mexican Kickapoo Indians // South-Western Journal of Anthropology. 1951. Vol. 7. №3; Gibson А. В. The Kickapoos: lords of the middle border. Norman, 1963; Ritzenthaler R. Е., Peterson F. А. The Mexican Kickapoo Indians. Westport, 1970; Latorre F. А., Latorre D. L. The Mexican Kickapoo Indians. N. Y.; L., 1991; Wright В., Gesick J. The Texas Kickapoo: keepers of tradition. El Paso, 1996.

А. А. Бородатова.