Кирибати (народ)

КИРИБАТИ (гилбертцы; самоназвания - i-kiribati, tungaru), микронезийский народ, основное население Кирибати. Численность 86 тысяч человек (2005, перепись). Живут также на  островах Фиджи (свыше 6 тысяч человек), Соломоновых  островах (5 тысяч человек), островах Науру (2 тысячи человек), Новых Гебридах и Тувалу. Язык кирибати относится к микронезийским языкам. Говорят также по-английски. Около 50% населения - католики, около 40% - протестанты (в основном конгрегационалисты, а также пятидесятники и адвентисты седьмого дня); около 8% кирибати - мормоны.

Кирибати Острова Гилберта были заселены примерно в конце 1-го тысячелетия до нашей эры - 1-й половине 1-го тысячелетия нашей эры переселенцами из Восточной Меланезии. В 13-14 веках на архипелаг прибыли группы самоанцев. Традиционное хозяйство основано на земледелии (на севере - хлебное дерево, циртосперма, кокосовая пальма, панданус, на юге - в основном панданус и кокосовая пальма) и рыболовстве. Орудия делали, как правило, из раковин. Высокого уровня достигло судостроение (суда длиной до 30 м с аутригером и треугольным парусом из пандануса) и навигационное искусство. Поселения разбросанные, расположены по берегу лагуны. Дома (мвенга) не имеют стен. Мужчины во время церемоний повязывали тело циновкой (кабае), плетённой из листьев пандануса, женщины носили юбку (рири) из листьев кокосовой пальмы. Была распространена татуировка.

Реклама

Кирибати Практиковался ритуальный каннибализм. Каждый индивид принадлежит к нескольким экзогамным рэмиджам (уту) в зависимости от выбора мужской или женской линии в каждом восходящем поколении; на атоллах Бутаритари и Макин генеалогии прослеживались до 9 и более поколений. При выборе главы уту отдавалось предпочтение потомкам основателя рэмиджа по мужской линии. Послебрачное поселение амбилокальное. Поселенческий рэмидж образовывал деревню. Система терминов родства генерационного типа; сиблинги называются одним термином без разграничения по возрасту и полу. Практиковались адопция и сорорат. Главы уту входили в совет, заседавший в окружном доме собраний (манеаба). На южных атоллах главы уту имели закреплённые места для сидений в манеаба, основанные на ранге рэмиджа в округе. Общество делилось на верховных вождей (уеа), вождей (тока), рядовых общинников (инаомата), зависимых (торо, или каунга). В доколониальную эпоху атоллы Бутаритари и Макин находились под властью верховного вождя. На южных островах верховные вожди отсутствовали, потестарную функцию несли окружные манеаба. На северных островах социальное расслоение было глубже, чем на южных. Частые междоусобные войны привели к возникновению уникальных форм защитного и наступательного вооружения: штанов (те отана) и куртки (те тута), плетённых из кокосовых волокон; панциря (те тана) из кокосовых волокон с высоким задним щитком, защищавшим шею; широкого (до 25 см) пояса (те катибана) из кокосовых волокон либо высушенной кожи ската; шапки (те баратекора) из кокосовых волокон; шлема (те барантаути) из кожи рыбы-шар; деревянные меч (те унун) и копьё (до 5,5 м длиной) с насаженными зубами акулы либо наконечником из шипа ската. Существовали культ предков (черепа и скелеты хранились в родовых гробницах) и духов (анти); колдуны (те ибонга). Практиковались мужские и женские (длительное заточение в хижине, чтобы кожа стала более светлой) инициации. Важную роль играли мифы о творце Нареау, легенды о первопредках (тоа), жителях мифической прародины кирибати - Матанга. Развит танцевальный и песенный фольклор.

Лит.: Sabatier Е. Astride the Equator. Melbourne; Oxf., 1977; Kiribati: aspects of history. [Suva], 1979, Latouche J. Р. Mythistoire tungaru. Cosmologies et généalogies aux îles Gilbert. Р., 1984; Grimble А. F. Tungaru traditions: writings on the Atoll culture of the Gilbert Islands. Carlton, 1989.

И. В. Чининов.