Кирилл II(III)

КИРИЛЛ II(III) (? - 7.12.1280, Переяславль, ныне Переславль-Залесский), митрополит Киевский и всея Руси. О жизни Кирилла II(III) до наречения в митрополиты ничего неизвестно; высказывавшаяся некоторыми учёными гипотеза о тождестве Кирилла II(III) с упомянутым в Ипатьевской летописи под 1241 одноимённым печатником (канцлером) правителя Галицко-Волынского княжества князя Даниила Романовича недостаточно аргументирована. Косвенные данные позволяют предполагать, что по происхождению Кирилл II(III) был русским. Вероятнее всего, его наречение в митрополиты произошло вскоре после монголо-татарского нашествия, не позднее 1242 года. Через несколько лет по инициативе князя Даниила Романовича он совершил поездку в Никею (между 1246 и 1250), где тогда находилась резиденция патриарха Константинопольского Мануила II, который официально рукоположил его в митрополиты. По сохранившимся сведениям, это был первый прецедент, когда патриарх Константинопольский согласился на замещение русской митрополичьей кафедры уроженцем Руси. Расхождение в обозначении Кирилла (II или III) связано с тем, что у него был, возможно, не один предшественник с именем Кирилл (митрополит Киевский в 1224/25-33), а два - имеется в виду упоминающийся только в поздних источниках (не ранее 16 века) митрополит Киевский середины 11 века.

Реклама

Пастырская деятельность Кирилла II(III) была активной и разнообразной. Оценивая начавшееся монголо-татарское иго и разорение русских земель как Божье наказание за грехи, Кирилл II(III) стремился к духовному оздоровлению своей паствы. Он совершал частые и продолжительные поездки по стране, вникая в дела епархий и заботясь об искоренении изъянов в церковной жизни. Наряду с Киевом Кирилл II(III) сделал своей резиденцией также Владимир, где прожил несколько лет, подготовив тем самым почву для фактического перемещения центра общерусской митрополии в этот город при митрополите Максиме. С согласия хана Берке Кирилл II(III) учредил в 1261 особую Сарайскую епархию, которая заботилась о русских, оказавшихся на территории Золотой Орды, а также вела миссионерскую деятельность среди степняков. Известен ярлык хана Менгу-Тимура, выданный Кириллу II(III) 10.8.1267, которым священники и монахи Русской православной церкви освобождались от налогов. В 1273 или 1274 по инициативе Кирилла II(III) состоялся церковный собор, осудивший наиболее тяжкие нестроения в среде русского духовенства (симонию, нарушения в порядке богослужений, пьянство и пр.). Большое внимание Кирилл II(III) уделял наведению порядка в сфере церковного законодательства (канонические права). По его запросу из Болгарии была привезена рукопись Сербского номоканона, содержавшая по сравнению со сборниками, бытовавшими на Руси до того, более ясное и снабжённое комментариями изложение канонических правил. Позднее, вероятно под руководством Кирилла II(III), был создан новый канонический сборник, специально ориентированный на русские реалии, - русская редакция Кормчей книги, которая благодаря своей чёткости и полноте быстро разошлась в списках и затем широко использовалась на протяжении нескольких столетий. По заданию Кирилла II(III) разрешением некоторых канонических трудностей занимался епископ Сарайский Феогност во время своей поездки в 1276 году ко двору патриарха Константинопольского Иоанна XI Векка.

Кирилл II(III) играл заметную роль в политической жизни русских княжеств. Отмеченное в источниках его сотрудничество с князем Даниилом Романовичем [в частности, Кирилл II(III) выполнял некоторые дипломатические поручения князя] прервалось в начале 1250-х годов, в период активных контактов Даниила Романовича с Римской курией, увенчавшихся в 1253 его коронацией из рук папы Римского Иннокентия IV и фактическим введением в Галицко-Волынском княжестве церковной унии (не позднее 1256 упразднена). В это же время произошло сближение Кирилла II(III) с князем Александром Ярославичем Невским. Кирилл II(III) участвовал в его возведении на великокняжеский престол в 1252, а на похоронах князя в 1263 произнёс ставшие знаменитыми слова: «Чада моя, разумейте, уже заиде солнце земли Суздальской!» По всей видимости, Кирилл II(III) не только поддерживал политику Александра Ярославича, направленную на решительное пресечение военной и политической экспансии католического Запада и одновременное налаживание мирных отношений с Золотой Ордой (успешная война с которой была тогда ещё невозможна), но и участвовал в идеологическом обосновании такого политического курса, позволившего сохранить культурно-конфессиональную идентичность населения Руси и подготовить условия для будущей борьбы за независимость.

Кириллу II(III) принадлежит послание в Новгород, призывающее новгородцев примириться с князем Ярославом Ярославичем (около 1270), и изложение итогов упомянутого церковного собора 1273 или 1274 - «Правило Курила, митрополита Руськаго». Некоторые исследователи приписывают Кириллу II(III) наставление, адресованное приходскому духовенству («Поучение к попом»). Кроме того, весьма вероятной является причастность Кирилла II(III) к летописной работе (смотри в статье Ипатьевская летопись) и к созданию «Повести о житии» великого князя Александра Ярославича Невского.

Похоронен в Софийском соборе Киева.

Соч.: Правило Кюрила, митрополита Роуськаго // Русская историческая библиотека. СПб., 1880. Т. 6; [Послание митрополита Кирилла к новгородцам] // Полное собрание русских летописей. М., 2000. Т. 3. С. 89, 321; М., 2000. Т. 10. С. 149.

Лит.: Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII в. М., 1978; Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1995. Кн. 3; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1997.Т. 2. [Ч. 1]; Лаушкин А. В. Митрополит Кирилл II и осмысление ордынского ига во второй половине XIII в. // Богословский сборник. М., 2002. Вып. 10; Григорьев А. П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам. СПб., 2004.

А. В. Лаушкин.