Когнитивная психология

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ведущее направление экспериментальной психологии 2-й половины 20 века, занимающееся исследованием познавательных процессов - восприятия, внимания, памяти, обучения, воображения, речи, мышления, а также состояний сознания, эмоций и мотивации в контексте познавательной активности человека.

Когнитивная психология формировалась под влиянием практических задач оптимизации взаимодействия человека с техническими системами (инженерная психология, эргономика) и поддержки процессов обучения. Эти задачи не могли быть решены в рамках доминировавшего в американской психологии до 1960-х годов бихевиоризма, ориентированного на лабораторные эксперименты с животными. В отличие от бихевиоризма, когнитивная психология не только вновь поставила ментальные (то есть относящиеся к внутреннему миру человека) понятия в центр исследований, но и допустила возможность использования данных самонаблюдения (интроспекции), которые, однако, не рассматриваются как самодостаточные и требуют подтверждения и объяснения с помощью применения более объективных экспериментальных процедур.

Реклама

Непосредственными предшественниками когнитивной психологии были создатели гештальтпсихологии, исследователи интеллектуального развития ребёнка (К. Бюлер, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже) и некоторые представители необихевиоризма, признававшие существование внутренних репрезентаций окружения (таких, как открытые Э. Толменом у крыс когнитивные карты). Важную роль для становления когнитивной психологии сыграл анализ нарушений познавательных функций и речи в нейропсихологии (А. Р. Лурия и др.). В середине 20 века вместе с компьютерной революцией и в связи с лингвистическими работами Н. Хомского, продемонстрировавшими возможность алгоритмического подхода к описанию синтаксиса речи, анализ внутренних психических процессов практически заменил исследования бихевиористского типа. Начало компьютерного моделирования процессов решения задач в рамках работ по искусственному интеллекту воспринималось как прямое продолжение исследований мышления в вюрцбургской школе. В 1967 году У. Найссером написано первое учебное руководство по когнитивной психологии.

В ранний период развития когнитивной психологии центральное место занимали исследования внимания и в особенности памяти. На базе так называемой компьютерной метафоры структура познавательных процессов у человека трактовалась по аналогии со структурой переработки информации в вычислительном устройстве, внимание - как разновидность фильтра, осуществляющего отбор поступающей информации по сенсорным признакам (Д. Бродбент), а память - как цепочка блоков удержания информации на тот или иной срок. Чаще всего рассматривалась структура памяти, состоящая из трёх таких блоков (Р. Аткинсон и др.): очень кратковременного (сенсорная память), кратковременного (рабочая память) и долговременного (семантичная память).

С конца 1980-х годов когнитивная психология стала частью более широкого междисциплинарного движения, получившего название когнитивная наука, что привело к значительному расширению методических арсенала исследований. Наряду с оценкой точности и скорости решения задач стали широко использоваться разнообразные нейрофизиологические методы, к которым позднее добавились методы нейрогуморальных и генетических исследований. Важную роль продолжает играть компьютерное моделирование ментальных процессов, для которого в последние годы часто используются искусственные нейронные сети. В центр внимания исследователей выдвинулись вопросы развития когнитивных процессов, индивидуальных и межкультурных различий, социального взаимодействия.

Благодаря новым методам трёхмерного картирования работы мозга к началу 21 века были значительно уточнены представления о локализации психических функций, выявлены отдельные компоненты нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих такие сложные процессы, как целеполагание, самоконтроль и рефлексивное сознание. Одним из результатов стало описание множественности форм ранее казавшихся едиными познавательных процессов. Так, было выявлено существование как минимум трёх различных систем внимания (возбуждения, ориентировки и контроля), нескольких систем памяти (процедурной и декларативной, семантической и эпизодической), двух систем восприятия (пространственной локализации и идентификации объектов), двух систем мышления (интуитивного и рационального) и воображения (репродуктивного и творческого).

Заметную роль в современной когнитивной психологии играет использование новых технологий, таких как виртуальная реальность, позволяющая не только создавать у человека живую иллюзию пребывания в предметном пространственном окружении, но и реализовывать на этой основе разнообразные сценарии деятельности, для анализа которой часто используются психофизиологические методы, а также регистрация глазодвигательной активности.

В силу междисциплинарного характера большинства проблем когнитивной психологии их исследование в ряде случаев теряет психологическую специфику, уступая нейрофизиологическим исследованиям, лингвистическим теориям (смотри Когнитивная лингвистика) и математическим моделям.

Лит.: Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982; Андерсон Дж.Р. Когнитивная психология. М., 2002; Солсо Р. Л. Когнитивная психология. 6-е изд. М., 2006; Eysenck М. W., Kean М. Т. Cognitive psychology. 5th ed. Hove, 2006.

Смотри также литературу при статье Когнитивная наука.

Б. М. Величковский.