Когнитивные стили

КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ, устойчивые индивидуальные особенности познавательных стратегий и установок в процессах восприятия, анализа, категоризации, оценивания происходящего. Обычно понятие «когнитивные стили» используется, чтобы обозначить типы людей, противопоставленные по какому-либо признаку, связанному с особенностями их познавательной активности (координации и регуляции базовых когнитивных процессов) и измеряемому специально подобранными тестами. Когнитивные стили тесно связаны с мотивационно-аффективной сферой и являются результатом личностной организации в целом, а не просто характеристикой познавательной сферы.

Когнитивные стили биполярны - каждый из них описывается за счёт обращения к двум крайним формам интеллектуального поведения. Чаще всего выделяют 10-20 когнитивных стилей, таких как полезависимость - поленезависимость (склонность больше доверять внешним наглядным впечатлениям в противоположность склонности больше полагаться на внутренние критерии и цели); импульсивность - рефлективность (склонность быстро выдвигать гипотезы в ситуации неопределённости, с риском ошибиться, в противоположность склонности к замедленному темпу реагирования, после тщательного анализа ситуации); аналитичность - синтетичность (склонность ориентироваться на различия объектов, обращать внимание на детали в противоположность склонности ориентироваться на сходство и обобщать).

Наряду с собственно когнитивными стилями, в психологической теории и практике используются такие конструкты, как «стили мышления» (например, исполнительный, законодательный и оценочный), «стили познания» (например, эмпирический, рационалистический и метафорический), «стили обучения» (например, деятельностный, ориентированный на практику, и аналитический, ориентированный на теоретический анализ информации).

Лит.: Witkin Н. А., Goodenough D. R. Cognitive styles: essence and origins. N. Y., 1981; Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д., 1994; Холодная М. А. Когнитивные стили. М., 2002; Zhang L. F., Sternberg R. S. The nature of intellectual styles. Mahwah; L., 2006.