Конфликт

КОНФЛИКТ (от латинского conflictus - столкновение), социальный тип взаимодействия социального, противоборство сторон, обусловленное противоречием интересов, ценностей и целей. В число дисциплин, изучающих конфликт, входят философия, социология, социальная антропология, психология (смотри Агрессия), политология, педагогика, правоведение, военная и исторические науки, этология и др. Со 2-й половины 20 века формируется междисциплинарная область исследования конфликта - конфликтология.

Структура конфликта включает в себя факторы и причины возникновения субъектов, объекты и предметы противоборства, динамика конфликта - стадии и этапы конфликтного процесса, механизмы противоборства оппонентов, реализующиеся посредством избранных сторонами стратегий и тактик, моделей конфликтного поведения, а также «образов конфликта» в восприятии людей. Субъектами конфликта могут выступать отдельные люди, политические, этнические, религиозные и другие социальные группы, организации, государства и коалиции государств. Конфликты  интересов могут возникать как в форме борьбы за дефицитные ресурсы (власть, собственность, статус), так и в виде конфронтации ценностных ориентаций (идеологических убеждений, нравственных норм) социальных субъектов. Конфликты  различаются по характеру, уровню и масштабам, сфере возникновения, способам разрешения, остроте, результатам и ряду других параметров.

Реклама

В общетеоретическом плане наиболее часто выделяют следующие типы конфликтов: 1) антагонистические (не подлежащие мирному разрешению на путях достижения соглашения между субъектами конфликта) и допускающие возможность компромиссного урегулирования; 2) естественные (возникающие сами собой в результате нарастания несоответствия в отношениях субъектов) и искусственные (создаваемые субъектами для реализации определённых целей); 3) явные (проявляющиеся открыто и осознаваемые в качестве таковых) и латентные (не проявляющиеся открыто, не осознаваемые конфликтующими сторонами); 4) реальные, потенциальные и мнимые; 5) функциональные (способствующие развитию социальной системы, выступающие в качестве механизма её саморегулирования и воспроизводства) и дисфункциональные (приводящие к разрушению или нарушению стабильности социальной системы); 6) институционализированные (регулируемые принятыми в данной социальной системе нормами и ценностями) и неинституционализированные. По характеру и масштабам проявления конфликты подразделяются на: 1) международные и внутригосударственные; 2) межклассовые, межгрупповые, межличностные. В качестве особых групп нередко выделяют расовые, национальные и этнические конфликты, являющиеся результатом обострения противоречий между представителями различных рас, наций и этносов вследствие их социально-политического неравенства либо ущемления прав, а также религиозные конфликты. Организованная борьба с использованием военных средств между государствами, коалициями государств, социальными, политическими, этническими, религиозными группами обозначается понятием вооружённый конфликт.

На протяжении истории философской и общественной мысли конфликты и их последствия рассматривались в связи с проблемами войны и мира, социальной справедливости и беззакония, насилия и примирения (необходимость мирного разрешения массовых вооружённых конфликтов, идеи толерантности и «вечного мира» между народами, развивавшиеся в эпоху Просвещения, и т.п.).

В 19 - 1-й половине 20 века изучение конфликтов проводилось в рамках отдельных научных дисциплин - психологии, социальной психологии, социологии. Исследование конфликтов во 2-й половине 20 века прошло два основных этапа. Первый этап (1950-70-е годы) характеризуется бурным развитием социологии конфликта и конфронтацией между сторонниками конфликтологической и структурно-функциональной парадигм, когда конфликт рассматривался соответственно либо как генератор объективных социальных изменений в обществе, открывающий перспективу не революционных переворотов, а эволюционных инноваций (Р. Дарендорф, Л. Козер), либо как социальная аномалия, выступающая причиной дестабилизации и дезорганизации социальной системы (Т. Парсонс). Первая школа ориентировала на изучение условий возникновения конфликтов, факторов, определяющих остроту, интенсивность, динамику и функции конфликтов (Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулдинг, И. Галтунг, Л. Крисберг и др.), вторая - на изучение механизмов и методов сохранения социального порядка и стабильности системы (Т. Парсонс, Р. К. Мертон и др.).

Для второго этапа (1980-90-е годы) центральной стала проблематика предотвращения эскалации конфликтов и их конструктивного разрешения (Д. Бертон, Ф. Дьюкс и др.). Бертон усматривал фундаментальную причину социальных конфликтов в невозможности для индивидов и социальных групп удовлетворить свои базовые потребности в рамках существующих социальных институтов и норм. Поэтому разрешение конфликтов должно быть направлено прежде всего на системные и институциональные изменения, а не на коррекции группового поведения: предупреждение конфликтов должно осуществляться на основе упреждающего решения социальных проблем, уже на стадии принятия управленческих решений.

Развитие теоретико-игровых моделей конфликтов (Р. Ауманн, Т. Шеллинг и др.) усилило внимание исследователей к практическим проблемам рационального разрешения конфликтов и достижения взаимно приемлемого равновесия позиций. Так, результатом применения модели «принципиальных переговоров», разработанной американской Гарвардской школой (Р. Фишер, У. Юри), стали интегративно-партнёрские решения, признаваемые бывшими противниками. Созданная в России в 1990-х годах сеть специальных экспертно-консультационных служб (межрегиональное общественное движение «Конфликтологический форум» в Санкт-Петербурге и др.) осуществляет мониторинг зарождения и обострения различных конфликтов.

Лит.: Schelling Т. The strategy of conflict. Camb., 1960; Waal F.В.М. de. Peacemaking among primates. Camb., 1989; Burton J. W. Conflict: resolution and prevention. N. Y., 1990; Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1990; McCollough С. R. Resolving conflict with justice and peace. N. Y., 1991; Augsburger D. Conflict mediation across cultures. Louisville, 1992; Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. 2-е изд. М., 1995; Mayer R. J. Conflict management: the courage to confront. 2nd ed. Columbus, 1995; Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., 2000; Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000; Лоренц К. Агрессия. СПб., 2001; Дарендорф Р. Современный социальный конфликт: Очерк политики свободы. М., 2002; Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002; Wilmot W., Hocker J. Interpersonal conflict. 7th ed. Boston, 2007; Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. М. [и др.], 2008; Смотри также литературу при ст. Конфликтология.

В. Н. Шаленко.