Конкани
КОНКАНИ (самоназвание - конкнни, в Махараштре - кокни, в Карнатаке - конгни), индоарийский народ в Западной Индии (Конканское побережье). Компактно расселены в штате Гоа (основное население), прибрежных районах штатов Махараштра (область Конкан) и Карнатака (область Мангалур) и в штате Керала. Численность 2,5 млн. человек (2001, перепись), из них около 34% проживают в Гоа, свыше 40% - в Карнатаке, свыше 17% - в Махараштре, 3,6% - в Керале. Около 150 тысяч человек живут также в Пакистане (г. Карачи), странах Персидского залива, Южной и Восточной Африки, в Великобритании, США, Канаде, Австралии (г. Мельбурн) и др. Язык конкани, относится к индоарийским языкам; близок к маратхи (иногда признаётся его диалектом), испытал влияние каннада, тулу, арабских, персидских и португальских языков. Признан официальным языком Гоа (письменность деванагари); среди католиков более распространена латинская, среди мусульман - арабская письменность, в Карнатаке - письмо каннада, в Керале - малаялам. Большинство конкани знают два, около половины - три языка: говорят также по-английски, по-португальски (католики), на маратхи и каннада (индуисты), урду (мусульмане). Христиане (Гоа, Мангалур), в основном католики, есть также протестанты; индусы (Гоа, Махараштра, Карнатака, Керала); мусульмане-сунниты, в основном шафиитского мазхаба (Махараштра, Карнатака).
Реклама
Конкан, наряду с Малабаром, представляет собой ограниченную Западными Гатами узкую прибрежную полосу земли с благоприятными для мореплавания условиями, частично изолированную от внутренних районов Индостана. Предки конкани - индо-арийские переселенцы начала нашей эры (в том числе брахманы-сарасват) и автохтонные племена западного побережья Индостана (кокна). С конца 7 века здесь стали селиться арабские купцы, распространялся ислам. Среди конкани-мусульман различаются привилегированные группы, восходящие к арабским предкам (джамаатис; заняты в основном торговлей, судостроением и земледелием), и потомки обращённых в ислам местных жителей (далдис, махиджир; в основном из касты рыболовов коли). С приходом в Гоа португальцев (1510) значительная часть конкани была обращена в христианство, мусульмане истреблены или бежали на соседние территории. Религиозные общины конкани неоднократно подвергались гонениям, переселениям и попыткам насильственного обращения в иную веру: после введения инквизиции (1560), во время войн с Биджапуром в 1571, с маратхами в 1683- 1740, англо-майсурских войн в 1768-84.
Конкани занимаются земледелием, плантационным хозяйством, рыболовством. Индуистские обычаи и кастовая организация сохраняют своё влияние в культуре всех конкани. У конкани-христиан духовенство происходит исключительно из слоя бамоннов (брахманов). Многие живут в городах (Мумбай, Ратнагири, Малване и др.), заняты в торговле и банковской сфере, имеют высшее образование. Мангалур знаменит производством черепицы и текстиля. В составе конкани замкнутые общины образуют также выходцы из Африки (сидди) - потомки пиратов (хабаши; живут в областях Райгад и Ратнагири в Махараштре, исповедуют ислам) и рабов (в районе г. Карвар на севере Карнатаки).
Жилище сырцовое или каменное с черепичной крышей. Своеобразен гоанский архитектурный стиль, сформировавшийся в 18 - начале 19 века: дома на высоком фундаменте, обращённые на улицу крытыми верандой и крыльцом (балкойн) с сиденьями и орнаментированными колонками; характерны резные стукковые карнизы, порталы, оконные наличники, яркая раскраска (португальцы запрещали белить частные жилые дома); центральную часть дома занимает парадная комната (сала). Традиционная кухня включает блюда из рыбы, свинины, курятины с соусом карри (в нём используется кокосовый сок) и рисом. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа, испытала влияние систем маратхов, каннара, тулу. Сиблинги родителей и сиблинги говорящего делятся по относительному возрасту и полу. Предпочитаются кросскузенные браки. Сохраняются индийские свадебные обычаи. По праздникам (карнавал Марди Гра и др.) устраиваются костюмированные процессии. Для устного творчества характерно сочетание индийских и европейских (главным образом португальских) традиций. У католиков Гоа распространены: танцы с пением - мандо, коллективный денкхни, парный круговой корридиньо; женские свадебные песни (ови; в Мангалуре - вовьо). В инструментальных ансамблях (сувари) участвуют различные идиофоны, мембранофон гхумат и др. Развита эстрадная музыка (Ремо Фернандес, канадская группа «Гоа Амигос» и др.). Сформировался традиционный театр (тиарт).
В 16 веке на конкани в латинской графике было записано изложение «Махабхараты», первая грамматика конкани опубликована в 1563. В 17-18 веках на конкани и маратхи создавались переводные и оригинальные христианские тексты (религиозные трактаты, гимны и др.). Формированию литературы на конкани способствовала деятельность писателя Шеноя Гоэмбаба (1877-1946); годовщина его смерти (9 апреля) отмечается как Всемирный день конкани (Viswa Konknni Dis). После освобождения Гоа (1961) велась борьба за административный статус территории и язык конкани (завершилась в 1987 году созданием штата Гоа). В диаспоре существуют этнокультурные организации конкани: в Дели, Найроби, Лондоне, Торонто, Сиднее и др.
Лит.: Katre S. М. On some kinship terms in Konkani // Studies in Indian Linguistics. Professor М. В. Emeneau Sastipnrti volume. [Poona], 1968; Katre L. S. Konkani kinship terms // Indian Linguistics. 1970. Vol. 31; Prabhu М. Sarasvati’s children: а history of the Mangalorean christians. Bangalore, 1999; Saradesȃya М. А history of Konkani literature: from 1500 to 1992. New Delhi, 2000.
Е. Н. Успенская.