Коронация

КОРОНАЦИЯ (коронование), торжественная церемония, во время которой совершается принятие монархом символов принадлежащей ему власти; как правило, носит сакральный характер. В мире существует огромное разнообразие коронационных обрядов. Их важным элементом является возложение на монарха короны.

Коронация В Российской империи коронация совершалась в 18-19 веках. Ей предшествовали обряды «посажения на стол» (с начала 11 века в Древнерусском государстве, со 2-й трети 12 века - в русских княжествах), а также «венчания на царство» (в конце 15 - конце 17 века в Русском государстве), впервые состоявшегося 4.2.1498, когда на «великое княжение Владимирское, Московское, Новгородское и всея Руси» был посажен князь Дмитрий Иванович Внук. Право русского государя на царское достоинство (принято Иваном IV Васильевичем Грозным в 1547) подтверждено в 1561 году грамотой («Утвердительной») патриарха Константинопольского Иоасафа II; тогда же последний прислал Ивану IV Васильевичу книгу с изложением церемониала коронации византийских императоров. По этому церемониалу, впервые с совершением миропомазания, 31.5(10.6).1584 был венчан на царство Фёдор Иванович. При венчании царей митрополит или патриарх восседал в соборе на особом возвышении рядом с государем. Первое в русской истории венчание царицы на царство состоялось 8(18).5.1606, когда патриарх Игнатий венчал и помазал на царство Марину Мнишек (хотя и принявшую во время этой церемонии православное причастие, но формально не перешедшую в православие; по этой причине против её коронации возражал архиепископ Казанский Гермоген). Важнейшие моменты венчания на царство царя Михаила Фёдоровича [11(21).7.1613] отразились в миниатюрах «Книги об избрании на превысочайший престол...» (подготовлена в 1672-73).

Реклама

Коронация происходила в Успенском соборе Московского Кремля спустя несколько месяцев или даже 1-2 года после опубликования новым императором или императрицей Манифеста о своём вступлении на престол. В наиболее важные моменты коронационной церемонии (миропомазание, возложение короны, вручение регалий) раздавался не только традиционный колокольный звон, но и пушечные залпы. Коронационные торжества обычно продолжались несколько дней и сопровождались молебнами, многочисленными приёмами, балами, обедами, парадными спектаклями, смотрами войск. Императорская чета принимала иностранных послов, делегации от губерний и областей Российской империи, представителей сословий (дворянства, купечества, казачества), народов России, а также, как правило, посещала Троице-Сергиеву лавру. В народных гуляньях участвовали десятки тысяч людей. В 18 веке для угощения народа в Кремле устраивали фонтаны с вином, выставляли бочки с пивом, жарили целых быков, в 19 веке центрами народных торжеств были Девичье поле в Москве и Ходынское поле близ Москвы, где раздавались «царские подарки». Коронация завершалась иллюминациями и фейерверками. Чеканились памятные медали разного достоинства (золотые и серебряные) и наградные медали для участников торжеств, монеты, специальные жетоны, разбрасываемые в толпе, и пр. Коронации сопровождались царскими милостями: уменьшением налогов, прощением недоимок, полной амнистией или смягчением наказаний преступникам, а также пожалованием чинов, орденов и т.п.

Коронация Провозглашение царя Петра I императором (1721) не сопровождалось коронацией [миропомазание осуществлено при его венчании на царство 25.6(5.7).1682]. Манифестом от 15(26).11.1723 Пётр I объявил о намерении короновать свою супругу Екатерину Алексеевну (с 1725 Екатерина I), ссылаясь на венчание на царство супруг византийских и западноевропейских монархов. Первая в России коронация (Екатерины Алексеевны) состоялась 7(18).5.1724. Хотя она не означала вступления на престол, последующие коронации императриц и императоров проходили по её образцу (с изменениями). Церемониал коронации, разработанный Синодом при участии архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича и Петра I, утверждал новый титул русских государей (смотри в статье Император). Пётр I и Екатерина Алексеевна восседали на двух престолах, поставленных на возвышении в центре собора (митрополиты сидели на особых скамьях). Для коронации были изготовлены выполненные в европейском стиле императорская корона, украшенная жемчугом, 2564 драгоценными камнями и огромным рубином, увенчанным бриллиантовым крестом, и порфира - императорская мантия из золотого штофа с вышитыми на нём многочисленными чёрными двуглавыми орлами, подбитая горностаем и украшенная множеством больших бриллиантов. Скипетр и держава были использованы «издревле употребляемые». Пётр I сам короновал свою супругу, возложил на императрицу мантию и корону, вручил державу (но не передал скипетр, тем самым подчёркивая, что власть в империи сохраняет единолично). Церковное поучение было исключено из церемонии, но в ней сохранились прочтение Символа веры, миропомазание и причастие. Заметное место в церемониале было отведено войскам, в частности впервые специально сформированной для сопровождения императрицы «кавалергардии» (смотри Кавалергарды).

Коронация императора Петра II состоялась 25.2(7.3).1728. С этого времени коронационной церемонии предшествовали торжественные въезды в Москву монархов, возглавлявших пышную кавалькаду из членов императорской семьи, императорского двора, высших сановников, войск гвардии, вереницы придворных экипажей (в 19 веке в этой церемонии использовались экипажи 18 века). В 18 веке на пути шествия воздвигались триумфальные арки, в 19 веке по всему маршруту процессии шпалерами выстраивались войска. Порфиру и корону на Петра II возложил первенствующий архиерей - Феофан Прокопович, он же совершил миропомазание. Начиная с этой коронации, в качестве коронационной регалии использовалась алмазная цепь ордена Святого Андрея Первозванного.

Коронация Коронация императрицы Анны Ивановны состоялась 28.4(9.5).1730. Венчание и помазание на царство Анны Ивановны совершил Феофан Прокопович. В ходе её коронации был возобновлён принятый в 17 веке обычай торжественного перенесения регалий из дворцовых покоев в Успенский собор. Для венчания Анны Ивановны были изготовлены новые корона и андреевская цепь (в медальонах были помещены буквы, составлявшие имя императрицы). Несмотря на традиционный запрет для женщин вступать в алтарную часть храма, Анна Ивановна (как затем императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II) причастилась в алтаре «по царскому чину».

Иван VI и Пётр III не успели принять коронование. Коронация императрицы Елизаветы Петровны состоялась 25.4(6.5).1742. К числу прежних коронационных регалий были прибавлены ещё три: государственный меч, государственная печать и государственное знамя («панир»). Императрица сама возложила на себя корону [архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич) только подал ей скипетр и державу]. Коронация Елизаветы Петровны завершила эволюцию церемониала коронации, демонстрируя абсолютный характер императорской власти. Коронация императрицы Екатерины II состоялась 22.9(3.10).1762. Миропомазание совершил архиепископ Новгородский Дмитрий (Сеченов). Для этой коронации была изготовлена новая Большая императорская корона, которой Екатерина II увенчала себя собственноручно.

Коронация Император Павел I после своего вступления на престол (1796) повелел торжественно перенести останки императора Петра III из Александро-Невской лавры в Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, где посмертно короновал прах отца императорской короной; после этого Пётр III и скончавшаяся Екатерина II были похоронены в один день и с одинаковыми почестями. Коронация Павла I состоялась 5(16).4.1797. Он первым из российских монархов короновался вместе с супругой - императрицей Марией Фёдоровной. Миропомазание совершил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров). Приурочив свой въезд в Москву к Вербной субботе, а саму коронацию - к Пасхе, Павел I символически приравнивал своё вступление в город к вступлению Иисуса Христа в Иерусалим, а свою коронацию - к окончательному земному триумфу Иисуса Христа. Начиная с коронации Павла I и Марии Фёдоровны, императорская чета перед въездом в Москву останавливалась на несколько дней в Петровском подъездном дворце близ города, а во время коронационного шествия традиционно посещала часовню в честь Иверской иконы Божией Матери (перед въездом в Кремль через Красную площадь). Для коронации Павла I Большую императорскую корону расширили, 75 жемчужин заменили 54 жемчужинами большего размера (в этом виде она использовалась в последующих коронациях), были изготовлены новые держава и скипетр, увенчанный бриллиантом «Орлов». Вопреки проекту церемониала, корону Павлу I, которую он затем сам возложил на себя, подал не один из архиереев, а канцлер граф А. А. Безбородко, что дополнительно подчёркивало приоритет светской власти над духовной. Кроме обычных императорских регалий, Павел I, единственный из российских государей, с помощью архиереев возложил на себя бархатный далматик, напоминавший епископскую мантию и составлявший часть коронационного облачения византийских императоров. После совершения обряда над ним самим Павел I снял с себя корону, прикоснулся ею к голове императрицы, опять возложил корону на себя, а затем увенчал императрицу бриллиантовой малой императорской короной. Мария Фёдоровна, как и последующие императрицы, также была облечена в императорскую порфиру и получила знаки ордена Святого Андрея Первозванного, прежде принадлежавшие только царствующим императрицам.

Коронация императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны состоялась 15(27).9.1801, миропомазание совершил митрополит Московский Платон (Левшин). Особенностью этой коронации стало присутствие на церемонии вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, для которой было сооружено в соборе отдельное тронное место. Мария Фёдоровна сохранила корону, которой она была венчана своим мужем, по её образцу для новой императрицы была изготовлена новая малая императорская корона.

Коронация Император Николай I и императрица Александра Фёдоровна единственные из российских монархов короновались дважды - на российский императорский престол в Москве [22.8(3.9).1826] и в качестве польских короля и королевы (в русских документах - «царя» и «царицы») в Варшаве [12(24).5.1829]. Во время коронации в Москве помазание на царство совершил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский). С этой коронации установилась традиция троекратного поклона государя народу с Красного крыльца Грановитой палаты после коронации. При коронации Николая I и Александры Фёдоровны в Варшаве использовался опыт императорской коронации; в частности, одним из важных эпизодов стал торжественный въезд государя и его супруги со свитой в столицу Царства Польского. Поскольку православный русский император не мог принять таинства причастия и помазания от католического иерарха, как происходило при коронации польских королей, коронация Николая I прошла не в римско-католическом соборе Святого Яна (император ограничился его кратким посещением после коронации), а в зале заседаний польского Сената в Королевском дворце, в присутствии сановников, польских сенаторов и депутатов Сейма Царства Польского. Николай I принял благословение от римско-католического архиепископа Варшавского Яна Павла Воронича, который вручил ему доставленные из Санкт-Петербурга корону, державу и скипетр, и сам увенчал себя и императрицу коронами, возложив на государыню цепь польского ордена Белого орла. Церемониал этой коронации, с одной стороны, подчёркивал уважение к традициям Царства Польского и вероисповеданию большинства поляков, а с другой - символизировал верность Николая I государственной религии Российской империи - православию. В связи с ликвидацией автономии Царства Польского после подавления Польского восстания 1830-31 особая коронация российских монархов в качестве польских короля и королевы больше не проводилась.

Коронация императора Александра II и императрицы Марии Александровны, отличавшаяся особой пышностью, состоялась 26.8(7.9).1856 - после подписания Парижского мира 1856 и в день годовщины Бородинского сражения 1812. Помазание на царство совершил митрополит Московский Филарет (Дроздов).

Коронация императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны состоялась 15(27).5.1883. Миропомазание совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский). В праздничном убранстве Москвы во время коронационных торжеств был впервые официально использован бело-сине-красный государственный флаг, а в иллюминации города - электричество; состоялось освящение Христа Спасителя храма [26.5(7.6).1883].

Коронация императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны состоялась 14(26).5.1896 и стала последней в истории России. Миропомазание совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев). Торжества омрачились гибелью 18(30).5.1896 многих людей в давке при раздаче коронационных подарков (смотри «Ходынка»), в чём современники усмотрели зловещее предзнаменование для нового царствования.

С 1730 года после коронации издавались коронационные альбомы, подготовленные при участии лучших российских художников (не были составлены альбомы коронации императрицы Екатерины II, императора Павла I и императора Александра I).

Лит.: Описание коронации Ея Величества императрицы и самодержицы всероссийской Анны Иоанновны... М., 1730; Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного вшествия в царствующий град Москву и священнейшего коронования Ея Августейшего императорского Величества... императрицы Елисавет Петровны... СПб., 1744; Чин действия каким образом совершилось Всевысочайшее Его Императорского Величества Коронование по церковному чиноположению. СПб., 1797; Vues des ceremonies les plus interessantes du couronnement de Leurs Majestes Imperiales l’Empereur Nicolas I et L’lmperatrice Alexandra, а Moscou. Р., 1828; Описание священнейшего коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра Второго и Государыни Императрицы Марии Александровны Всея России. [СПб.], 1856; Чин поставления на великое княжество князя Димитрия Иоанновича, внука великого князя Иоанна III Васильевича. СПб., 1865; Чин поставления на царство царя и великого князя Алексея Михайловича. СПб., 1882; Альбом священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра III Александровича и Государыни Императрицы Марии Федоровны 15 мая 1883 г. М., 1883; Барсов Е. В. Исторический очерк чинов священного венчания на царство в связи с развитием идеи царя на Руси // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1883. Кн. 1; Венчание русских государей на царство, начиная с царя Михаила Федоровича до Императора Александра III. СПб., 1883; Покровский Н. В. Чин коронования государя в его истории. СПб., 1883; Белозерская Н. А. Царское венчание в России. СПб., 1896; Воздвиженский В. Священное коронование и венчание на царство русских государей с древнейших времен и до наших дней. СПб.; М., 1896; Токмаков И. Ф. Историческое описание всех коронаций российских царей, императоров и императриц. М., 1896; Коронационный сборник / Ред. В. С. Кривенко: В 2 т. СПб., 1899; Успенский Б. А., Живов В. М. Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) // Успенский Б. А. Избр. труды. 2-е изд. М., 1996. Т. 1.

С. В. Думин.