Ковалевский Максим Максимович

Смотрите также:

Ковалевский Максим МаксимовичКОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович [27.8(8.9).1851, село Двуречный Кут Харьковского уезда Харьковской губернии, ныне в Дергачёвском районе Харьковской области Украины - 23.3(5.4).1916, Петроград], российский историк, правовед, социолог, этнограф, общественно-политический деятель, действительный статский советник (1915/16), академик Петербургской Академии Наук (1914). Дворянин. Дядя Е. П. Ковалевского (1865/66-1941). Крупный землевладелец. Окончил юридический факультет Харьковского университета (1872), где на него большое влияние оказали лекции Д. И. Каченовского. Учился на юридическом факультете Берлинского университета (1872-73), в Свободной школе политических наук и Национальной школе хартий в Париже (1873-75).

Преподавал в Московском университете (1877-87; с 1880 профессор кафедры государственного права европейских государств). Соредактор журнала «Юридический вестник» (1877-78). Издатель-соредактор журнала «Критическое обозрение» (1879-80; совместно с В. Ф. Миллером).

Реклама

Ковалевский - один из крупнейших представителей либерализма в Российской империи. Сторонник конституционной, или «народной», монархии, которой он отводил роль верховного посредника между классами и защитника интересов народных масс. Целью своей научной и преподавательской деятельности считал «подготовку россиян к конституции». С 1882 находился под негласным наблюдением полиции. В 1887 по распоряжению министра народного просвещения уволен из Московского университета якобы за публичную критику самодержавного образа правления. Ковалевскому было также запрещено работать в других российских вузах (ограничение снято в 1905). В связи с этим он уехал за границу, читал лекции по истории права, социологии, политической экономии, истории, социально-экономическим проблемам России и др. в Стокгольмском (1888), Оксфордском (с 1889) и Новом Брюссельском (1895-99) университетах, в университетах Сан-Франциско (1902), Парижа (с 1890-х годов), Чикаго (1901-02), а также в Свободном колледже социальных наук в Париже (1901-05). Один из основателей и один из вице-президентов (1901-05) Русской высшей школы общественных наук в Париже, привлёк к преподаванию известных российских и иностранных учёных, вложил в её организацию часть своих средств.

В августе 1905 года, во время Революции 1905-1907, вернулся в Россию, участвовал в съезде земских и городских деятелей в Москве (сентябрь). Один из организаторов и лидеров демократических реформ партии (1906-07) и прогрессистов партии (1912-14). В феврале 1906 - январе 1907 издавал газету «Страна».

Депутат 1-й Государственной думы (1906). Настаивал на необходимости принудительного выкупа государством у крупных помещиков части их земли для наделения ею малоземельных крестьян, выступал за отмену смертной казни, амнистию политических заключённых, неприкосновенность личности и т.д. После роспуска Государственной думы отказался подписать Выборгское воззвание, считая недопустимым призыв к неплатежу налогов и к отказу нести воинскую повинность. В 1907-15 член Государственного совета по выборам (от Академии Наук и университетов), член академической группы, возражал против форсированного разрушения крестьянской общины и порядка раздела мирских земель, при котором они переходили не в семейную, а в частную собственность; выступал за повсеместное введение суда присяжных и расширение круга дел, ему подведомственных; считал необходимым отделение РПЦ от государства, снятие ограничений, связанных со сложением священнослужителями своего сана; сторонник гражданского равноправия евреев. Гласный Петроградской городской думы (1915-16).

Способствовал возрождению масонства в России (посвящён в масоны в ложе «Космос» в Париже в 1888). По инициативе и при участии Ковалевского в 1906 основаны ложи «Возрождение» (Москва) и «Полярная звезда» (Санкт-Петербург). В 1912 содействовал образованию масонской организации «Великий Восток народов России» (Санкт-Петербург). Ковалевский рассматривал масонские ложи в России как одну из форм внепартийного объединения либерально-демократических сил с целью усиления влияния на верховную власть.

Профессор Санкт-Петербургского (Петроградского) политехнического института (1905-16), Санкт-Петербургского (Петроградского) и Московского университетов, Высших женских (Бестужевских) курсов в Москве (1906-16). Один из учредителей Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского (1908; член попечительного совета с 1905). При ближайшем участии Ковалевского был создан Психоневрологический институт (1907), где он основал (совместно с Е. В. Де Роберти) и возглавил первую в России кафедру социологии; с 1910 Ковалевский - декан юридического факультета. Читал лекции по истории государственных учреждений, права и социально-экономического развития России и Западной Европы, социологии. Один из ведущих публицистов журнала «Вестник Европы» (с 1909 издатель-редактор).

В начале 1-й мировой войны Ковалевский, находившийся на лечении в Карлсбаде, интернирован властями Австро-Венгрии, освобождён благодаря заступничеству испанского короля Альфонса XIII и общественных деятелей Италии; вернулся в Россию в феврале 1915.

Ковалевский - автор свыше 670 работ. Критиковал однофакторные концепции исторического процесса, разработал собственную теорию социальных факторов (плюралистическую концепцию социальной причинности), согласно которой социально-исторические изменения определяются множеством факторов, меняющихся в различные эпохи. Одно из центральных мест в его системе взглядов занимала теория прогресса. Он доказывал, что движущей силой прогресса является единый для всего человечества закон постепенного роста общественной солидарности, связанного с развитием «эмансипации индивида» (Ковалевский отрицал противопоставление индивидуального коллективному). Обосновывал закономерность эволюционного пути общественного развития.

Ковалевский создал «генетическую социологию» - эволюционное направление в социологии, занимающееся изучением зарождения, становления и развития устойчивых социальных образований (семьи, рода, общины, права, обычаев, государства и др.) на основе сравнительно-исторического исследования обществ, находящихся на разных ступенях развития («Социология», тома 1-2, 1910; «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии», 1914). В 1883, 1885 и 1887 совершил этнографические и археологические экспедиции на Кавказ, на основе собранного материала опубликовал книги «Первобытное право» (выпуски 1-2, 1886-87), «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» (тома 1-2, 1886), «Закон и обычай на Кавказе» (тома 1-2, 1890)и др. Показал универсальность родового строя, матриархата, семейной и соседской общин. Считал, что анализ обычаев родовых обществ Кавказа способствует объяснению многих явлений древнего уголовного права. Рассматривал присоединение Кавказа к России как прогрессивное явление: кавказские народы, избавившись от внешней угрозы, получили возможность мирного развития, расширения своих экономических и культурных связей. Вместе с тем полагал ошибочной ориентацию российской администрации на поддержку местной знати и санкционирование норм адата (а не шариата). По письменным источникам Ковалевский изучал также коренные народы Австралии, Сибири, Азии и других территорий. Причины сходства учреждений, обычаев и правовых норм народов Ковалевский искал в сходстве условий их жизни, в прохождении разными народами одинаковых стадий развития или в фактах заимствования, которым Ковалевский придавал особенное значение. Он пришёл к выводу, что заимствование (за исключением области науки и техники) является не прямым подражанием, а своего рода «второстепенным творчеством» народа в русле его саморазвития, лишь вдохновляемого иностранными образцами («Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права», 1880).

Историю форм государства и государственных учреждений тесно связывал с социально-экономической историей («История Великобритании», 1911; «Происхождение мелкой крестьянской собственности во Франции», 1912; и др.). Ковалевский обосновал вывод о взаимосвязи демократических институтов и политической культуры народа, его «национального характера», без изучения которого невозможно понять ту духовную силу, которая «приводит в действие правительственную машину и без которой лучшая конституция есть не более как мёртвый механизм». Доказывал, что политические учения необходимо основывать на изучении эволюции форм государственного устройства. По мнению Ковалевского, основные демократические права имеют революционное происхождение.

Исследовал состояние крестьянства накануне и во время Великой французской революции, отрицал наличие в дореволюционной Франции мелкой крестьянской собственности, считая, что вся земля принадлежала королю, дворянству и буржуазии («Происхождение современной демократии», тома 1-4, 1895-97). Главный труд Ковалевского - «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (тома 1-3, 1898-1903; незавершённый 4-й том, посвящённый средневековой Италии и, прежде всего, Венеции, не опубликован), в котором Ковалевский исследовал экономическое развитие Западной Европы в 5-14 века. Считал главным фактором социально-экономических изменений в средние века рост и густоту населения.

Член многих российских и иностранных научных обществ. Президент Международного института социологии в Париже (с 1907). Председатель Санкт-Петербургского (Петроградского) отделения международного пацифистского общества «Мир» (1909-15). Президент Педагогической академии в Санкт-Петербурге (с 1908), ВЭО (1914-16). В 1915 выступил с инициативой организации Русского социологического общества (действовало в 1916-23 и носило имя Ковалевского; воссоздано в 1993 под названием Социологическое общество имени М. М. Ковалевского).

Ковалевский дружил с П. Г. Виноградовым, К. А. Тимирязевым, И. С. Тургеневым, А. П. Чеховым, А. И. Чупровым и многими другими. Был в близких отношениях с С. В. Ковалевской. В числе учеников Ковалевского - философ и социолог П. А. Сорокин, экономист Н. Д. Кондратьев.

Автор воспоминаний «Моя жизнь» (полностью опубликованы в 2005). Собрал уникальную библиотеку (в 1890-е годы свыше 50 тысяч томов), часть которой хранится в Научной библиотеке МГУ (в том числе 20 книг 16 века, 50 книг 17 века, 338 книг 18 века). На вилле Ковалевского в Больё (близ Ниццы, Франция) также существовала собранная им библиотека (не менее 30 тысяч книг), её судьба после смерти Ковалевского неизвестна.

Соч.: Очерк истории распадения общинного землевладения в кантоне Ваадт. Лондон, 1876; Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. М., 1879. Ч. 1; Общественный строй Англии в конце средних веков. М., 1880; Общий ход развития политической мысли во второй половине XIX в. СПб., 1905; Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом: В 2 вып. СПб., 1905; Современные социологии. СПб., 1905; От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. СПб., 1906; Современные французские социологи // Вестник Европы. 1913. №7; Соч.: В 2 т. СПб., 1997.

Лит.: М. М. Ковалевский - ученый, государственный и общественный деятель и гражданин. П., 1917; Сафронов Б. Г. М. М. Ковалевский как социолог. М., 1960; Куприц Н. Я. Ковалевский. М., 1978; Калоев Б. А. М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979; Соколов А. С. Американская тема в научно-литературном наследии М. М. Ковалевского // Американский ежегодник. 1989. М., 1990; М. М. Ковалевский в истории российской социологии и общественной мысли. СПб., 1996; М. Ковалевский и современная общественная мысль. СПб., 2001; Maтиева А. Х. М. М. Ковалевский и его современники // Вопросы истории. 2001. №3; она же. Проблемы национальной политики царской России в исследованиях М. М. Ковалевского // Кавказский сборник. М., 2005. Т. 2; Cigliano G. Liberalismo е rivoluzione in Russia. Il 1905 nell’esperienza di М. М. Kovalevskij. Napoli, 2002; Погодин С. Н. М. М. Ковалевский. СПб., 2005; Хайлова Н. Б. М. М. Ковалевский: «Без терпимости нет свободы...» // Российский либерализм: идеи и люди. М., 2007.

А. Х. Матиева.