Коялович Михаил Осипович

Коялович Михаил Осипович КОЯЛОВИЧ Михаил Осипович (Иосифович) [20.9(2.10).1828, местечко Кузница Сокольского уезда Белостокской области (ныне на территории Польши) - 23.8(4.9).1891, Санкт-Петербург], российский историк, публицист; действительный статский советник (1879).

Сын белорусского униатского священника, в 1839 «воссоединившегося» с РПЦ.

Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1855). Преподавал там же: в 1856-57 - на кафедре сравнительного богословия и русского раскола, в 1857-69 - на кафедре русской гражданской и церковной истории, в 1869-91 - заведующий кафедрой русской гражданской истории. Экстраординарный профессор (1862), ординарный профессор (1873), заслуженный ординарный профессор (1881). Одновременно исполнял должности инспектора Санкт-Петербургской духовной академии (1874-78), помощника ректора академии по церковно-историческому отделению (1878-1891), член академического правления (1884-91). Сотрудничал в «Журнале Министерства народного просвещения», журналах «Церковный вестник», «Христианское чтение», «Гражданин», «Литовские епархиальные ведомости», «Минские епархиальные ведомости», газетах «Русский инвалид», «Новое время», «День» и др.

Реклама

Согласно взглядам Кояловича, для исторического познания характерен субъективизм, присутствие которого «и неизбежно, и желательно». Задача историка состоит в том, чтобы определиться, в пользу какого субъективизма он делает выбор. Сам Коялович встал на позиции славянофилов, так как считал их мировоззрение наиболее соответствующим задачам понимания русской и всеобщей истории. Внутренней основой русской жизни Коялович считал общинно-вечевые традиции и соборность. Отступление от них, например, возникновение крепостного права, объяснял западным влиянием. По мнению Кояловича, у Запада России следовало заимствовать лишь технические достижения и «ремесленную культуру», отвергая его духовную культуру. Православной Церкви и государству отводил решающую роль в развитии нравственности. Роль интеллигенции в русской истории оценивал критически, осуждая её за отрыв от народа и подверженность западным влияниям.

Основные труды Кояловича посвящены церковно-бытовой и политической истории Великого княжества Литовского (ВКЛ). Коялович развивал тезис славянофилов о единстве русского народа (великороссов, малороссов и белорусов) и русской аристократии, основанной на православном вере, языке и кровном родстве. Стремился показать, что, несмотря на объединения ВКЛ с Польшей (1386, 1569) и заключение Брестской унии 1596, вследствие чего «западнорусы» едва не потеряли свою аристократию, веру и культуру, в местной «русско-народной жизни» продолжало жить «старорусское начало» и мощное тяготение к православной вере, а русская цивилизация всегда была центром притяжения для населения края. Отмечая положительное значение воссоединения  восточнославянских (русских) земель в «единой вере и державности» в результате разделов Речи Посполитой, Коялович резко осуждал уничтожение государственной самостоятельности «этнографической» Польши. Духовное возрождение «Западно-Русского края» Коялович связывал со строительством здесь православных церквей, восстановлением и укреплением православных братств, открытием церковноприходских школ одновременно с развитием светского образования.

Коялович внёс значительный вклад в выявление и издание источников по истории Белоруссии и Литвы. Опубликовал «Документы, объясняющие историю Западно-Русского края и его отношения к России и Польше» (1865), «Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию...» (1867), «Дневник Люблинского Сейма 1569 года» (1869), «Памятники, относящиеся к Смутному времени» (в книге: «Русская историческая библиотека», т. 1, 1872), 5-й (совместно с С. Н. Палаузовым) и 6-й выпуски Великих Четьих-Миней митрополита Макария (1874, 1880) и др. В последние годы жизни Коялович был занят подготовкой к изданию писем и донесений иезуитов о России конца 17 - начала 18 века (опубликованы в 1904 году).

Коялович призывал к изучению славянского мира, развитию межславянских связей, объединению всех славян под знаменем единства славянской культуры и православия. Однако к панславистским политическим проектам он относился скептически, полагая, что возможности ассимиляции чуждых элементов каждой культурой неизбежно ограничены. Главный, итоговый труд Кояловича - «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (1884; последнее издание - 1997). В нём он показал связь и преемственность различных научных школ и направлений в развитии русского научного сознания по отношению к своему историческому прошлому. Книга вызвала большой общественный резонанс. Публицистическая деятельность Кояловича получила противоречивые оценки со стороны А. И. Герцена, И. С. Аксакова, Ф. М. Достоевского и др.

Под влиянием воззрений Кояловича сформировались общественное течение и историческая школа, получившие впоследствии общее название «западно-русизма». Среди учеников Кояловича были исследователи истории Белоруссии и России - П. Н. Жукович, О. В. Щербицкий, Ю. Ф. Крачковский, Г. Я. Киприянович, И. А. Котович, Г. И. Шавельский, С. Г. Рункевич, А. С. Будилович, К. В. Харлампович, Е. Ф. Орловский.

Член Петербургской археографической комиссии (1865), Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества (1890).

Соч.: Литовская церковная уния. СПб., 1859-1862. Т. 1-2; Чтения по истории Западной России. 4-е изд. СПб., 1884. Минск, 2006; История воссоединения западнорусских униатов старых времен (до 1800 г.). Минск, 1999; Лекции по русской истории. [Гродно], 2008.

Лит.: Бершадский С. А. М. О. Коялович // Журнал Министерства народного просвещения. 1891. № 10; Жукович П. Н. М. О. Коялович // Славянское обозрение. 1892. Кн. 1; Пальмов И. С. Памяти М. О. Кояловича // Коялович М. О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. 2-е изд. СПб., 1893; Цьвiкe вiч А. «Западно-руссизм»: Нарысы з гicтopыi грамадзкай мыcьлi на Бeлapyci у XIX i пачатку XX в. 2 выд. Miнcк, 1993; Черепица В. Н. М. О. Коялович. История жизни и творчества. Гродно, 1998; Шикло А. Е. Коялович М. О. // Историки России: Биографии. М., 2001; Ширинянц А. А. М. О. Коялович // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 2005. № 5.

В. Н. Черепица.