Козинцев Григорий Михайлович

Козинцев Григорий МихайловичКОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович [9(22).3.1905, Киев - 11.5.1973, Ленинград], российский режиссёр, сценарист, педагог, искусствовед, народный артист СССР (1964). Родился в семье врача. В 1919 в Киеве посещал школу живописи А. А. Экстер, как декоратор участвовал в работе над спектаклем «Фуэнте Овехуна» Лопе Ф. де Веги Карпьо в постановке К. А. Марджанишвили (Марджанова), рисовал агитплакаты, совместно с А. Я. Каплером и С. И. Юткевичем организовал театр «Арлекин», увлекался эстетикой народного театра. В 1920-1922 учился в Государственных свободных учебно-художественных мастерских в Петрограде (класс Н. И. Альтмана). Параллельно работал режиссёром студии при Театре комической оперы под руководством Марджанова. Здесь Козинцев познакомился с Л. З. Траубергом, что положило начало их многолетнему (до 1945) совместному творчеству. В 1921 они создали ФЭКС и выпустили программный сборник статей «Эксцентризм» (с Юткевичем и театральным режиссёром Г. К. Крыжицким). Первыми творческими воплощениями этой программы стали театральные эксцентрические клоунады [«Женитьба» по Н. В. Гоголю (с подзаголовком «Электрификация Гоголя»), 1922; агитобозрение «Внешторг на Эйфелевой башне», 1923, и др. ]. В 1924 году ФЭКС был преобразован в киномастерскую (первые работы - эксцентрические короткометражные фильмы «Похождения Октябрины», 1924,«Мишки против Юденича», 1925). Начал формироваться коллектив творческих соратников, долгое время работавших с Козинцевым (С. А. Герасимов, Е. А. Кузьмина, Я. Б. Жеймо, О. П. Жаков, Т. Ф. Макарова, А. А. Костричкин, П. С. Соболевский, С. 3. Магарилл и др.). Сотрудничество с крупнейшими представителями отечественной культуры 20 века С. М. Эйзенштейном, Е. Е. Енеем, А. Н. Москвиным, Ю. Н. Тыняновым, Д. Д. Шостаковичем (с 1929 композитор писал музыку ко всем фильмам Козинцева, кроме фильма «Дон Кихот») и др. значительно расширило пространство художественной традиции, в русле которой развивалось творчество Козинцева (опыт книжной графики «Мира искусства», живописи немецкого экспрессионизма, новейших достижений современного музыкального  симфонизма и т.д.). Уже в первом полнометражном фильме - романтичной мелодраме «Чёртово колесо» (1926) прозвучала важнейшая для Козинцева тема столкновения человека с изначально чуждым и потому враждебным ему миром, получившая развитие в фильмах «Шинель» (1926), «С. В. Д.» (1927). В признанном шедевром изобразительного мастерства фильме «Новый Вавилон» (1929) Козинцев и Трауберг вели рассказ о Парижской коммуне 1871 года средствами «интеллектуального кино» в жанре монтажной историко-революционной эпопеи. Дебют Козинцева и Трауберга в звуковом кино - драма «Одна» (1931), основным средством звуковой выразительности в которой стала музыка Шостаковича. Новый этап в их творчестве ознаменовала трилогия о Максиме («Юность Максима», 1935, «Возвращение Максима», 1937, «Выборгская сторона», 1939; Государственная премия СССР, 1941) - история юного пролетария, вступающего в поединок с машиной царской империи и становящегося видным деятелем нового рабочего государства. Заявленное в манифесте «Эксцентризм» пристрастие к массовой культуре (авантюрному сериалу, цирку, клоунаде, городскому песенному фольклору) получило полное воплощение, как в сериальной структуре повествования, так и в образе главного героя, восходящем к традиции народного шута-балагура, непосредственного носителя народной празднично-карнавальной стихии. В 1939-40 Козинцев и Трауберг работали над сценарием фильма «Карл Маркс», но весной 1941 года постановка была прекращена на стадии подготовительного периода по распоряжению высшего руководства страны. Их последний совместный фильм «Простые люди» (1945) подвергся критике в постановлении ЦК ВКП (б) «О кинофильме "Большая жизнь"» (1946), был перемонтирован и вышел на экраны в 1956 году. Изобразительное решение ряда сцен предвосхищало кинематограф 1960-70-х годов. В конце 1940-х - начале 1950-х годов Козинцев поставил два фильма в историко-биографическом жанре - «Пирогов» (1947, Государственная премия СССР, 1948) и «Белинский» (1951, вышел на экраны в 1953). В начале 1950-х годов предполагал посвятить себя преимущественно театральной работе, к которой обратился ещё в конце 1930-х годов [поставил спектакли: «Опасный поворот» Дж. Пристли (1939, Ленинградский театр Комедии), трагедии У. Шекспира «Король Лир» (1941, БДТ имени М. Горького), «Отелло» (1944) и «Гамлет» (1954; оба -Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина)]. К шекспировскому наследию Козинцева привело стремление адекватно передать масштаб трагических потрясений эпохи. После успеха спектакля «Гамлет» режиссёр получил приглашение экранизировать на «Ленфильме» роман «Дон Кихот» М. де Сервантеса (по сценарию Е. Л. Шварца). Фильмы последнего («академического») периода - «Дон Кихот» (1957), «Гамлет» (1964, премия Международного  кинофестиваля в Венеции, Ленинская премия, 1965), «Король Лир» (1971). Экранизации шекспировских трагедий стали значительным событием в духовной жизни общества периода «оттепели». Непосредственному воплощению этих произведений у Козинцева предшествовала тщательная литературоведческая и искусствоведческая работа. Итогом её стали исследование «Наш современник Вильям Шекспир» (1962) и дневник работы над «Королём Лиром» в театре и кино - «Пространство трагедии» (1972). Осмыслению творческого пути поколения посвящена публиковавшаяся отдельными главами на протяжении 1960-х годов книга «Глубокий экран» (1971). Педагогическую деятельность Козинцев начал в 1920-х годах. Помимо ФЭКС, преподавал в Ленинградском техникуме сценических искусств (1926-29), во ВГИКе (1933-63 с перерывами, в том числе руководил режиссёрской мастерской, с 1960 профессор) и др. Среди учеников: И. А. А вербах, В. Д. Дорман, И. Ф. Масленников, С. И. Ростоцкий, Э. А. Рязанов.

Реклама

Награждён 2 орденами Ленина.

Соч.: Время и совесть. Из рабочих тетрадей. М., 1981; Собр. соч.: В 5 т. Л., 1983-1986; «Черное, лихое время...» Из рабочих тетрадей. М., 1994; Переписка. 1922-1973. М., 1998.

Лит.: Недоброво В. ФЭКС. Г. Козинцев, Л. Трауберг. М.; Л., 1928; Вайсфельд И. В. Г. Козинцев и Л. Трауберг. Творческий путь. М., 1940; Добин Е. С. Козинцев и Трауберг. Л.; М., 1963; он же. «Гамлет» - фильм Козинцева. Л.; М., 1965; Кузнецова В. А. Е. Еней. Л.; М., 1966; Зоркая Н. М. Народный артист СССР Г. М. Козинцев. М., 1967; Трилогия о Максиме. М., 1981; «Ваш Григорий Козинцев»: Воспоминания. М., 1994; Бутовский Я. Л. А. Москвин, кинооператор. СПб., 2000; От балагана до Шекспира. Хроника театральной деятельности Г. М. Козинцева. СПб., 2002; Караганов А. В. Г. Козинцев: от «Царя Максимилиана» до «Короля Лира». М., 2003.

Е. Я. Марголит.