Крити

КРИТИ (санскритский «творение», «то, что создано»), форма (жанр) южноиндийский вокальной музыки (карнатская традиция). Относится к категории классической музыки, композиции основаны на системах рага и тала. По содержательной принадлежности текстов близка киртане (так называемые песни благочестия, связанные с направлением бхакти, на языках телугу, тамильском, каннада, санскрите). Песнопения крити распеваются солистом и/или группой певцов антифонно либо респонсорно в сопровождении инструментального ансамбля (двухсторонний барабан мридат, струнный щипковый инструмент танпура, индийская скрипка). Композиция состоит из 3 частей - паллави, анупаллави и чаранам (нередко включает и развёрнутый неметризованный раздел без текста - алапанам), каждая из них содержит активное музыкальное развёртывание (мелодические вариации «сангати», раговую разработку «неравал» и др.). Старейшие образцы крити принадлежат музыканту и поэту Аннамачарье (15 век; сохранились на медных таблицах в храме Венкатешвары в г. Тирупати). Классические образцы - в творчестве представителей так называемой карнатской троицы - Шьямы Шастри, Тьягараджи и Муттусвами Дикшитара (конец 18 - 1-я половина 19 века). Крити поныне входят в репертуар южноиндийских певцов.

Лит.: Дева Б. Ч. Индийская музыка. М., 1980; Daniélou А. Südasien. Lpz., 1987 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 1. Lfg 4); Черкасова Н. Л. Рага и ее место в индийской музыкальной культуре. М., 1993.

Е. М. Гороховик.