Кропоткин Пётр Алексеевич

Кропоткин Пётр АлексеевичКРОПОТКИН Пётр Алексеевич [27.11(9.12).1842, Москва - 8.2.1921, г. Дмитров Московской губернии], князь, российский учёный, один из теоретиков анархизма, участник российского и европейского революционного движения. Из рода Кропоткиных. Окончил с отличием Пажеский корпус в Санкт-Петербурге (1862; с 1861 камер-паж императора Александра II). Отказавшись от привилегий, избрал для службы непрестижное Амурское казачье войско (сотник, есаул). В 1862-66 адъютант, затем чиновник особых поручений при штабе Восточно-Сибирского ВО (Иркутск) и при военном губернаторе Забайкальской области (Чита). Участвовал в подготовке реформ местного самоуправления и тюремной системы. По собственной инициативе, поддержанной Восточно-Сибирским отделом РГО, занимался научными исследованиями бассейнов рек Амур и Лена, берегов озера Байкал, Восточного Саяна, Маньчжурии и северной части Забайкалья. В 1867 году подал в отставку (принята в 1868), вернулся в Санкт-Петербург. Учился на физико-математическом факультете Санкт-Петербургскрнр университета (1867-71), в 1867-69 работал в Центральном статистическом комитете МВД. Член Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей и Московского общества испытателей природы. Особую роль отводил географии, которую считал наукой о законах, управляющих процессами изменения «лика Земли», интегрирующей достижения смежных естественных наук. Член-сотрудник РГО и ряда его постоянных комиссий (метеорологической, по нивелировке Сибири и др.), с февраля 1868 года секретарь отделения физической и математической географии РГО. Один из основоположников учения о ледниковых формах рельефа. Составил гипсометрические карты Витимского плоскогорья, Олёкминского Становика, Минусинского и Красноярского округов Енисейской губернии, части Монголии, Маньчжурии и острова Сахалин, коренным образом изменившие представления о рельефе Азии. Исправил схему расположения горных хребтов, обнаружил существование сравнительно молодых вулканов в Центральной части Азии, а также многочисленные следы древнего сибирского оледенения. Предложил модель ступенчатого устройства азиатского рельефа (во многом подтверждается современными исследователями). В 1871 году подготовил доклад о комплексных исследованиях в Арктике (одобрен РГО), возглавил комиссию РГО по составлению проекта экспедиции в примыкающие к берегам России моря Северного Ледовитого океана (не состоялась). Летом того же года Кропоткин изучал следы ледниковой деятельности в Великом княжестве Финляндском и Швеции, установил, что характерные для Скандинавии вытянутые на десятки и сотни километров гряды (озы) имеют ледниковое происхождение. Высказал несколько важных идей в гляциологии и палеогеографии. Занимаясь биологией, Кропоткин сформулировал теорию эволюции живых существ, согласно которой определяющим фактором эволюции является не борьба за существование, как считали социал-дарвинисты (смотри Дарвинизм социальный), а солидарность и взаимная помощь. Эту теорию Кропоткин распространил также и на человеческие сообщества.

Реклама

В 1872 году Кропоткин уехал в Швейцарию, где вступил в Юрскую федерацию Интернационала 1-го, в которой преобладали приверженцы идей М. А. Бакунина. Вскоре вернулся в Санкт-Петербург, присоединился к народническому кружку «чайковцев», автор его программной записки. Вёл революционную пропаганду среди рабочих. В 1874 году арестован, отбывал заключение в Петропавловской крепости (где завершил работу над 1-м томом книги «Исследования о ледниковом периоде», 1876; тираж конфискован). Весной 1876 года переведён в тюремное отделение Николаевского военного госпиталя, откуда 30 июня (12 июля) того же года бежал с помощью оставшихся на свободе бывший членов кружка «чайковцев», уехал за границу.

С 1870-х годов Кропоткин разрабатывал свою анархическую теорию. Он исходил из того, что через всю историю человечества проходят два враждебных течения: народное, федералистское (стремление творческого «большинства» к свободе, что Кропоткин считал чертой, естественно присущей любому человеку), и государственное, имперское (стремление «меньшинства» к власти и подчинению «большинства»). В первобытных обществах, в Древней Греции, а также в Европе 5-16 века господствовала, по мнению Кропоткина, первая тенденция (людей того времени он называл федералистами), что проявлялось в образовании сельских общин, средневековый цехов и вольных городов, руководствовавшихся в своей деятельности обычным правом (проявление федералистской тенденции Кропоткин видел и в современных организациях – научных и просветительских обществах, муниципальных службах и т. д.). В таких объединениях, считал Кропоткин, ярче всего обнаружились способность людей к свободному творчеству, их желание самим организовать свою жизнь на основе взаимного согласия и справедливости, не прибегая для этого к участию государства. В чувстве солидарности Кропоткин видел заложенный природой «инстинкт», а его естественным продолжением считал присущую людям нравственность (она проявлялась в осознании «тесной зависимости счастья каждой личности от счастья всех» и в отношении одного человека к другому как к равному). В свободных объединениях каждый мог развивать свою индивидуальность, и поэтому общество постоянно двигалось вперёд. Человечество того времени достигло наивысшей точки развития: производство, ремёсла, сельское хозяйство, искусство находились, как считал Кропоткин, на непревзойдённом качественном уровне. Все необходимые свободному человеку учреждения (например, суд присяжных) были созданы именно в этих обществах. Свободные объединения постепенно поглощались государством (союзом военачальников, законодателей и Церкви), которое, по мнению Кропоткина, появилось, когда у «меньшинства» возникло желание удержать в своих руках земельную собственность. Его главными признаками Кропоткин называл централизацию власти, единое законодательство («писаные законы»), составленное в пользу «меньшинства», и суд, созданный для защиты «власти и капитала» (самым ярким примером государства Кропоткин называл Древнеримскую империю, которая была не «союзом граждан, а сборищем подданных»). Чтобы упрочить свою власть, государство развивало в людях «дух добровольного рабства», поддерживало миф о неспособности народа к самостоятельности, о необходимости принуждения для управления им. Восстановление свободного развития личности возможно, как считал Кропоткин, только при анархическом устройстве общества, с уничтожением государства. Единственный путь для этого – революция, совершённая в интересах всего общества, а не одного класса. В ней Кропоткин видел проявление сознательного творчества народа, необходимый элемент общественного прогресса, резкий скачок вперёд, который повторяется каждые 100-130 лет и задаёт следующему этапу развития общества определённое направление. При этом Кропоткин предостерегал от захвата власти какой-либо одной партией в ходе революции, что, по его мнению, всегда приводит к торжеству деспотизма и произвола. С уничтожением государства, считал Кропоткин, возникнет анархическое общество в виде федерации вольных общин, среди людей восторжествуют принципы взаимопомощи и солидарности. Экономическую основу общества составит коммунизм (производство не ради прибыли, а для удовлетворения потребностей общества). Для его достижения необходимо провести экспроприацию, возвратить обществу всё, что принадлежало ему по праву, но было отнято государством, уничтожить наёмный труд и разделение труда, ввести новый способ распределения благ, при котором, по мнению Кропоткина, каждый, имея право «на довольство», сможет брать сколько угодно того, что имеется в изобилии, и получать ограниченное количество того, что приходится считать и делить. Будет существовать прямой продуктообмен и интеграция труда (обработка земли как сельскими, так и городскими жителями, соединение умственного и физического труда, производственное обучение и т.п.).

В эмиграции Кропоткин продолжил научную и революционную деятельность. В Швейцарии он участвовал в издании «Бюллетеня Юрской федерации» («Bulletin de la Federation jurassienne», 1876-78), сотрудничал в «Рабочей газете» («Journal des Ouvriers», 1876-77). В 1877 году делегат конгресса Международного объединения анархистов в Вервье (Бельгия) и Международного социалистического конгресса в Генте (Бельгия). Из-за угрозы ареста выехал в Лондон, где собирал материалы по истории Французской революции 18 века (в 1909 опубликовал работу «Великая революция, 1789-1793» – «La Grande Revolution, 1789-1793», в которой впервые показал роль народных масс в революции; книга получила признание в отечественной и зарубежной исторической науке как выдающееся исследование). Весной 1878 года вёл революционную пропаганду среди рабочих в Париже. Затем вновь в Швейцарии, с февраля 1879 года в Женеве издавал газету «Бунтовщик» («Le Revoke»). В 1881 году участвовал в конгрессе анархистов в Лондоне. В том же году по настоянию российского правительства выслан из Швейцарии. Жил во Франции, где при содействии российской дипломатии в декабре 1882 года был арестован вместе с другими членами Интернационала (уже не существовавшего), в январе 1883 года на Лионском процессе анархистов приговорён к 5 годам заключения. Содержался в тюрьме Клерво (сотрудничал с британской энциклопедией, участвовал в подготовке многотомного труда «Всеобщая география» Ж. Ж. Э. Реклю). В январе 1886 года освобождён благодаря ходатайству группы британских и французских деятелей науки и культуры во главе с В. Гюго. В 1886-1917 жил в Великобритании, выступал с докладами и лекциями, а также с речами на митингах в поддержку политических заключённых в России. С 1888 года редактор-издатель и основном публицист газеты «Свобода» («Freedom», Лондон). Вёл раздел «Современная наука» в журнале «The Nineteenth Century» (1892-1901; Лондон). Член британской ассоциации содействия развитию науки (с 1893). В 1897 и 1901 совершил поездки в США и Канаду, читал в университетах лекции по анархизму и русской литературе [в переработанном виде изданы под названием «Идеалы и действительность в русской литературе» («Ideals and realities in Russian literature») в Лондоне, 1905, на русском языке – в Санкт-Петербурге, 1907], участвовал в работах конгресса Британской научной ассоциации в Торонто (1901). По просьбе Л. Н. Толстого (Кропоткин вёл с ним обширную переписку через В. Г. Черткова) способствовал переселению из Российской империи в Канаду значительной части духоборцев (1898-99). В сентябре 1900 года участвовал в нелегальных совещаниях анархистов стран Западной Европы и Америки в Лондоне. В 1904 году создал Лондонскую группу русских рабочих-анархистов с целью издания агитационной литературы для России, в 1903-05 сотрудник анархической газеты «Хлеб и воля» (Женева; в 1906-07 главный редактор издававшихся на русском языке листков «Хлеб и воля»). В декабре 1904 председатель 1-й конференции (съезда) российских анархистов-коммунистов за границей (Лондон). Участник Собрания российских эмигрантов-анархистов (сентябрь 1905, Париж), Съезда российских анархистов-коммунистов (сентябрь 1906, Лондон), Конференции анархистов-эмигрантов (январь 1907, Париж). Выступал в европейской печати со статьями в поддержку Революции 1905-1907. С началом 1-й мировой войны Кропоткин подверг резкой критике правящие круги Германии (видел в них оплот реакции и милитаризма, угрозу европейской цивилизации), выступил в поддержку Франции (считал её центром мирового революционного движения), Великобритании и России.

После Февральской революции 1917 года Кропоткин возвратился в Россию. Участвовал в работе Государственного совещания (август 1917) (что вызвало недовольство российских анархистских организаций), призвал всех его делегатов объединиться для строительства «новой России», которую предложил провозгласить федеративной демократической республикой, не дожидаясь созыва Учредительного собрания. Отверг предложение А. Ф. Керенского занять пост министра во временном правительстве, заявил, что считает «ремесло чистильщика сапог более честным и полезным делом». В целом Кропоткин оказался в стороне от анархического движения в России в период Гражданской войны 1917-1922. В Октябрьской революции 1917 года Кропоткин первоначально видел углубление готовившейся на протяжении многих лет и начавшейся в феврале социальной революции, затем выступил с критикой диктатуры большевистской партии, которую обвинил в узурпации власти, сравнивал политику большевиков с политикой якобинского Комитета общественного спасения и предсказывал скорую гибель революции. Выступал в защиту кооперации, считал её основой социализма. Один из основателей Лиги федералистов, созданной в 1918 году для пропаганды идей федерализма. С июля 1918 жил в Дмитрове. Отказался от предложения шведской младосоциалистической партии выехать за границу. Работал над книгой «Этика», придя в конце жизни к убеждению о необходимости длительной этической самоподготовки общества к его анархическому преобразованию (не завершена; т. 1 издан посмертно, 1922). Похороны Кропоткина на Новодевичьем кладбище в Москве вылились в многотысячную демонстрацию.

Автор воспоминаний «Записки революционера» (1-е отд. изд. – Лондон, 1899, на английском языке; на русском язык – там же, 1902; неоднократно переиздавались).

В 1923-40 в Москве действовал Музей Кропоткина, который был местом встреч анархистов и членов Общества бывших политических каторжан и ссыльнопоселенцев. Именем Кропоткина названы острова и ледники архипелагов Земля Франца-Иосифа, Шпицберген, Северная Земля, горные хребты в Восточной Сибири и Антарктиде, город в Краснодарском крае, посёлок городского типа в Иркутской области, улицы во многих российских городах, станция метрополитена в Москве. В 2004 году в Дмитрове открыт памятник Кропоткину работы скульптора А. И. Рукавишникова.

Соч.: Общий очерк орографии Восточной Сибири. СПб., 1873; Отчет об Олекминско-Витимской экспедиции... СПб., 1873; Безначальный коммунизм и экспроприация. М., 1906; Коммунизм и анархия. СПб., 1906; Речи бунтовщика. СПб., 1906; Государство и его историческая роль. М., 1917; Великая Французская революция, 1789-1793. М., 1979; Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990; Естественнонаучные работы. М., 1998; Анархия, ее философия, ее идеал. М., 2004; Взаимопомощь как фактор эволюции. М., 2007.

Лит.: Пирумова Н. М. П. А. Кропоткин. М., 1972; Ударцев С. Ф. Кропоткин. М., 1989; П. А. Кропоткин и современность. М., 1993; Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П. А. Кропоткина. М., 1995-2002. Вып. 1-4; Маркин В. А. Неизвестный Кропоткин. М., 2002; он же. Кропоткин. М., 2009; П. А. Кропоткин и проблемы моделирования историко-культурного развития цивилизации. СПб., 2005; Эврич П. Русские анархисты. М., 2006; Рябов П. В. Философия классического анархизма (проблема личности). М., 2007; Сухов А. Д. П. А. Кропоткин как философ. М., 2007; П. А. Кропоткин: Библиографический указатель печатных трудов / Сост. Е. В. Старостин. М., 1980.

В. А. Маркин.