Кулибин Иван Петрович

Кулибин Иван ПетровичКУЛИБИН Иван Петрович [10(21).4.1735, Нижний Новгород – 30.7(11.8).1818, там же], российский механик-самоучка. Из семьи мелкого торговца. Смолоду занимался изготовлением разных замысловатых механических устройств (например, флюгеров и особенно деревянных механизмов стенных часов).

Благодаря денежному содействию нижегородского торговца М. А. Костромина Кулибин смог всерьёз заняться изучением сложных часовых механизмов.

В 1764-67 изготовил часы величиной с гусиное яйцо, в которых помимо циферблата были створки, каждый час открывавшие крохотную сцену, где разыгрывалось театральное действие «Воскресение Христа» (находятся в собрании Эрмитажа). В 1769 году преподнёс их императрице Екатерине II, которая назначила его руководителем механической мастерской Петербургский АН. Кулибин сконструировал также «планетные» карманные часы, в которых применил компенсационное устройство новой системы; кроме часов, минут и секунд они показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны; создал проекты башенных часов, миниатюрных «часов в перстне» и др. Кроме того, Кулибин самостоятельно изучал химию, физику, математику, механику, писал оды. В 1770-х годах Кулибин спроектировал деревянный одноарочный мост с пролётом 298 м (вместо обычных 50-60 м) через Большую Неву, предложив использовать оригинальные фермы с перекрёстной решёткой. В декабре 1776 года сделал модель этого моста в 1/10 натуральной величины, которая была испытана перед собранием учёных (Л. Эйлер и др.); позднее Кулибин описал конструкцию в книге (1799). В знак особого уважения Екатерина II в 1778 пожаловала Кулибину золотую медаль для ношения на Андреевской ленте (медаль давала право посещать дворец). В 1779 году сконструировал фонарь (прожектор), который усиливал излучение слабого источника. Это изобретение использовано в промышленных целях – для освещения мастерских, судов и др. В 1787 году освобождённый от заведования мастерскими, Кулибин целиком отдался изобретательству: спроектировал мельницы без плотин, «подъёмное кресло» (лифт), трёхколёсный экипаж («самокатку»), приводившийся в движение человеком на запятках, оптический телеграф, протезы («механические ноги») и др. В 1792 году избран член Санкт-Петербургского вольного экономического общества. В 1801 году Кулибин уволен из Академии Наук и вернулся в Нижний Новгород, где до конца жизни занимался составлением проектов машинных судов. В конце жизни увлёкся созданием вечного двигателя и, потратив все свои сбережения на несбыточную мечту, умер в бедности. Главные изобретения Кулибина не были претворены в жизнь.

Реклама

Лит.: Свиньин П. Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения. СПб., 1819; Пипуныров В. Н., Раскин Н. М. И. П. Кулибин. Л., 1986; Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический словарь-справочник. М., 1997. Кн. 1; Сухарева О. В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I. М., 2005.