«Ла Скала»

«Ла Скала»«ЛА СКАЛА» [«La Seala»; полное название - «Teatro alla Scala» («Театро алла Скала», буквально - Театр у лестницы)], оперный театр в Милане (Италия). Один из крупнейших центров мировой музыкальной культуры. Здание построено в 1778 году на месте театра «Реджо Дукале» (сгорел в 1776) по проекту архитектора Дж. Пьермарини, под руководством архитекторов П. Марлиани, П. Нозетти, А. и Дж. Фе (зал на 2800 мест); реставрировалось в 1907, 1946 (после разрушения в 1943 при бомбардировке; зал расширен до 3600 мест; архитектор Л. Секки), в 2002-04 (архитектор М. Ботта). Назван по церкви Санта-Мария-делла-Скала, находившейся на этом месте с 14 века. Открыт в 1778 оперой «Признанная Европа» А. Сальери (даны также 2 балета хореографа Дж. Канциани - «Пафио и Мирра, или Кипрские пленники» и «Усмирённый Аполлон»). До конца 18 века ставились оперы-сериа и балеты (в период карнавала), оперы-буффа и драматические спектакли.

Опера. В 1810-е годы впервые поставлены оперы Дж. Россини «Пробный камень» (1812), «Турок в Италии» (1814), «Сорока-воровка» (1817). С этого времени и поныне основу репертуара составляет итальянская опера. На сцене «Ла Скала» впервые поставлен ряд известнейших опер мирового репертуара: «Пират» (1827) и «Норма» (1831) В. Беллини, «Лукреция Борджиа» Г. Доницетти (1833), «Мефистофель» А. Бойто (1868), «Джоконда» А. Понкьелли (1876), «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893) Дж. Верди, «Андре Шенье» У. Джордано (1896), «Чио-Чио-сан» (1904) и «Турандот» (1926) Дж. Пуччини. Значительными событиями в истории театра стали постановки опер Р. Вагнера («Нюрнбергские мейстерзингеры», 1889; «Зигфрид», 1899; «Парсифаль» и «Золото Рейна», обе 1903), Р. Штрауса («Саломея», 1906; «Электра», 1909; «Кавалер розы», 1911), М. П. Мусоргского («Борис Годунов», 1909; «Хованщина», 1926), первые постановки опер «Давид» Д. Мийо (1955), «Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка (1957), сценических кантат «Триумф Афродиты» К. Орфа (1953), «Атлантида» М. де Фальи (1962). Важную роль в истории оперы сыграли дирижёры А. Тосканини (музыкальный руководитель в 1898-1903, 1906-08, 1920-29), Т. Серафин, В. Де Сабата, В. Фуртвенглер, Г. фон Караян, Л. Бернстайн, Ф. Молинари-Праделли, К. М. Джулини, Дж. Гавадзени, К. Аббадо (музыкальный руководитель в 1980-86), Р. Мути (музыкальный руководитель в 1986-2005) и др. В «Ла Скала» выступали крупнейшие певцы мира: И. А. Кольбран, Дж. Б. Рубини, Л. Лаблаш, А. Тамбурины (конец 18 - начало 19 века), Джудитта и Джулия Грызи, М. Малибран (с 1830-х годов), А. Патти, Ф. Таманьо, М. Баттиспгини, Н. Мелба (1870-1890-е годы), Э. Карузо, Титта Руффо (с начала 20 века), Т. Скипа, Б. Джильи, Т. Даль Монте, А. Пертиле (1910-1920-е годы), в дальнейшем - М. Канилья, Дж. Ди Стефано, М. Дель Монако, М. Каллас, Р. Тебальди, Дж. Симионато, Б. Христов, Н. Гяуров, Ф. Корелли, Р. Скотто, М. Френи, К. Бергонци, П. Каппуччилли, Л. Паваротти, П. Доминго, Т. Берганса, Дж. Сазерленд, М. Тальвела, М. Кабалье, Л. Прайс, Э. Груберова, Ч. Бартоли, А. Георгиу и многие др.; среди русских певцов - Ф. В. Литвин, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, И. К. Архипова, В. А. Атлантов, Г. П. Вишневская, Т. А. Милашкина, Е. В. Образцова; украинская певица С. А. Крушельницкая.

Реклама

Балет. Развитие балета в «Ла Скала» в конце 18 - 1-й половине 19 века связано с деятельностью Д. М. Г. Анджолини, С. Вигано, К. Блазиса. В 1813 году при театре открыта Королевская академия танца, откуда вышли К. Розати, К. Беретта, В. Цукки, позднее - виртуозные танцовщицы, последние представительницы миланской школы К. Брианца, П. Леньяни, К. Замбелли, а также Э. Чеккетти. В 1921 при театре открылась школа под руководством О. И. Преображенской. Обновлению итальянского балетного искусства способствовали гастроли русских артистов в 1927, деятельность М. М. Фокина и Л. Ф. Мясина. В 1940-70-х годах в «Ла Скала» работал хореограф А. Миллош (в 1946-50 художественный руководитель), танцовщики У. Дель Ара, Дж. Перуджини, М. Пистони, К. Фраччи и др. Во 2-й половине 20 века с труппой сотрудничали Дж. Баланчин, Б. Кульберг, Р. Пети, К. Макмиллан, И. Килиан, П. Лакотт, Дж. Роббинс. На рубеже 20-21 веков пришло новое поколение танцовщиков: А. Ферри, Дж. Джелати, А. Грилло, В. Д’Амато, К. Ди Помпо, Ф. Седеньо, Б. Тамбоне, М. Ванадиа, М. Вильянова и др. Репертуар пополнился новыми постановками М. Марен, П. Тейлора, М. Эка, У. Форсайта и др.

В «Ла Скала» работали режиссёры Л. Висконти, Дж. Стрелер, Ф. Дзеффирелли, Ж. П. Поннель (оба также художники), Дж. Де Лулло, Л. Ронкони, художники Дж. Де Кирико, Р. Гуттузо, Н. А. Бенуа, М. Кьяри, П. Л. Пицци, М. Веллани-Марки, Г. Шилтян и др.

Театральный сезон продолжается с декабря по июнь. Осенью в театре проводятся симфонические концерты.

В 1955 году премьерой оперы «Тайный брак» Д. Чимарозы открыт филиал театра - «Пиккола Скала» («Piccola Scala»; зал на 600 мест). На этой сцене ставятся камерные спектакли, в том числе оперы Г. Пёрселла и К. Монтеверди; впервые поставлены современные оперы - «Язык цветов» Р. Росселлини (1963), «Герои Бонавентуры» Дж. Ф. Малипьеро (1969).

При «Ла Скала» в 1913 открыт театральный музей.

Лит.: Gatti С. Il Teatro alla Scala, nella storia е nell’arte, 1778-1963. Mil., 1964; Театр Ла Скала/ Сост. И. Г. Константинова. М., 1989; Тарасов Л. М. Театр Ла Скала. Л., 1989; Ваrigazzi G. La Scala racconta. Mil., 1991.

В. М. Паппе.