Ламетри Жюльен Офре

ЛАМЕТРИ (Lamettrie, La Mettrie) Жюльен Офре де (25.12.1709, Сен-Мало - 11.11.1751, Берлин), французский философ и медик. Родился в богатой купеческой семье. Изучал теологию и медицину в Кане и Париже; после получения в 1733 году докторской степени по медицине отправился в Лейден, где занимался под руководством врача Г. Бургаве. Был полковым врачом; заболел горячкой, вёл наблюдения за своей болезнью и пришёл к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. В «Трактате о душе» [«Traité de l’âme», другое название - «Естественная история души» («Histoire naturelle de l’âme»), 1745, издана в Гааге] утверждал, что душа - всего лишь функция мозга и всего тела, а потому смертна. После того как «Трактат» был сожжён по приказу парламента, Ламетри эмигрировал в Нидерланды. Здесь он анонимно опубликовал сочинение «Человек-машина» («L’Homme machine», 1747, русский перевод 1911), которое также было публично сожжено в Париже. В 1748 году по приглашению прусского короля Фридриха II переехал в Берлин, где стал придворным врачом и был назначен членом Королевской академии наук и изящной словесности; здесь он издал свои работы «Человек-растение» («L’Homme plante», 1748), «Животные - большее, чем машины» («Les animaux plus que machines», 1750), «Система Эпикура» («Système d’Épicure», 1751). Умер, испытывая на себе новый метод лечения.

Реклама

Исходя из того, что «существует всего одна только субстанция и человек является самым совершенным её проявлением» (Соч. 2-е изд. М., 1983. С. 218-219), считал, что эта единая материальная субстанция обладает не только движением и протяжением, но и чувствительностью. Человеческое тело - это самозаводящаяся машина, созданная самой природой, а состояния души всегда соответствуют аналогичным состояниям тела. Человек - это часовой механизм, который заводится посредством поступления в кровь питательного сока («хиласа»), образующегося из пищи. Идеи возникают только тогда, когда тело получает впечатления посредством органов чувств. Функционирование разума и чувств Ламетри объяснял механическим движением «животных духов» от периферийных нервов к головному мозгу и обратно. Ламетри высказывал мысль о возможном происхождении человека от животных, поскольку он отличается от них только большим количеством потребностей, а также большей степенью чувствительности, организацией ума и способностью к воспитанию. Согласно гедонистической этике Ламетри («Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье» - «Anti-Sénèque ou Discours sur le bonheur», 1748; «Искусство наслаждения» - «L’Art de jouir», 1751), цель жизни - чувственное наслаждение, при этом следует стремиться доставить больше удовольствия телу, чем душе. Изначально человек рождается злым, а добродетель является исключительно результатом общественного воспитания. Наилучшим государственным устройством Ламетри считал просвещённый абсолютизм.

Соч.: Œuvres philosophiques. Р., 1796. Vol. 1-3; Textes choisis. Р., 1954; Соч. 2-е изд. М., 1983.

Лит.: Du Bois-Reymond Е. La Mettrie. В., 1875; Poritzky J. F. J. О. de Lamettrie. Sein Leben und seine Werke. В., 1900; Leméе Р. J. О. de La Mettrie. Р., 1955; Mendel L. La Mettrie... Lpz., 1965; Богуславский В. М. Ламетри. М., 1977.

О. В. Суворов.