Ларионов Михаил Фёдорович

ЛАРИОНОВ Михаил Фёдорович [22.5(3.6).1881, Тирасполь, Херсонская губерния - 10.5.1964, Фонтене-о-Роз, Франция], российский живописец, график, сценограф, теоретик искусства. Учился в МУЖВЗ (1896-1910, с перерывами) у И. И. Левитана, В. А. Серова, К. А. Коровина. Раннее творчество Ларионова связано с импрессионизмом («Акации весной», «Рыбы при закате», обе 1904, ГРМ; «Куст сирени в цвету», 1905, ГТГ, и др.). В 1906 помогал С. П. Дягилеву в организации русской секции Осеннего салона в Париже. В 1907-12 годах перешёл от импрессионизма к неопримитивизму, создавая работы в духе лубка и вывески («Парикмахер», 1907-08, ГРМ; «Отдыхающий солдат», 1911, ГТГ; «Солдат на коне», 1910-11, галерея Тейт, Лондон; цикл «Венеры», 1912). Мастер раннего русского авангардизма, Ларионов был одним из организаторов московских выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и «№4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Участвовал также в выставках Союза русских художников (1906-07), киевского общества «Звено» (1908), журнала «Золотое руно» (1908-1910), объединений «Союз молодёжи» (1910-12), «Синий всадник» (1912) и др. Плодотворно занимался графикой, участвовал в оформлении футуристических книг («Помада» А. Е. Кручёных, 1912), сборников «Садок Судей-2» (1913), «Мирсконца» (1913) и др.

Реклама

Ларионов Михаил ФёдоровичВ 1912-15 годах Ларионов разрабатывает теорию лучизма, ставшего одним из первых опытов абстракционизма; картины «Лучизм» (1912, собрание Чудновских, Санкт-Петербург), «Стекло» (1912, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Солнечный день» (1914, Национальный музей современного искусства, Париж). Один из авторов манифеста «Лучисты и будущники» (1913). В 1914 в Париже состоялась выставка Ларионова (совместно с его женой, Н. С. Гончаровой; вступительная статья к каталогу написана Г. Аполлинером). Покинув в 1915 Россию, Ларионов с Гончаровой работали в Швейцарии, Испании и Италии; с 1917 обосновались в Париже. В эмиграции Ларионов и Гончарова вначале работали как театральные художники в труппе Русский балет Дягилева, где Ларионов оформил балеты «Литургия» (1915-16, совместно с Гончаровой; не поставлен), «Ночное солнце» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1915), «Русские сказки» на музыку  А. К. Лядова (1916), «Сказка про шута...» С. С. Прокофьева (1921), «Байка про лису...» И. Ф. Стравинского (1922, в двух последних также хореограф); также балеты «Классическая симфония» на музыку Прокофьева (1931, Опера-балет М. Бенуа, Париж) и «На Днепре» Прокофьева (1932, костюмы Гончаровой, Парижская опера). Живопись Ларионова в эмиграции приобретает черты фигуративности. В 1938 году принял французское гражданство. В 1988 несколько сотен работ Ларионова и Гончаровой по завещанию А. К. Томилиной (второй жены Ларионова) поступили в ГТГ. Ларионов - автор ряда статей (публиковались в парижской газете «Русские новости»), воспоминаний о русском балете, дневников.

Ларионов Михаил ФёдоровичЛит.: Эганбюри Эли. Н. Гончарова. М. Ларионов. М., 1913; Waldemar G. Larionov. Р., 1966; Loguine Т. Gontcharova et Larionov... Р., 1971; Пунин Н. Н. Импрессионистический период в творчестве М. Ларионова // Пунин Н. Н. Русское и советское искусство. М., 1976; М. Ларионов. Н. Гончарова. А. Шевченко. Об искусстве. Из архива русского авангарда. Л., 1989; Поспелов Г. Г. «Бубновый валет»... М., 1990; он же. Наследство Гончаровой и Ларионова // Наше наследие. 1990. №1; Parton А. М. Larionov and the Russian avant-garde. L., 1993; Н. Гончарова, М. Ларионов: Воспоминания современников. М., 1995; Харджиев Н. И. Архив русского авангарда. Статьи об авангарде. М., 1997. Т. 1-2; Ковтун Е. М. Ларионов. СПб., 1998; М. Ларионов. Н. Гончарова. Парижское наследие в Третьяковской галерее. Графика, театр, книга, воспоминания. М., 1999; Н. Гончарова. М. Ларионов: Исследования и публикации. М., 2003; Поспелов Г. Г., Илюхина Е. А. М. Ларионов: живопись, графика, театр. М., 2005; История «Русского балета», реальная и фантастическая в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива М. Ларионова. М., 2009.

С. М. Грачёва.