Лазарь Четверодневный

ЛАЗАРЬ Четверодневный, христианский святой (1 век). Сведения о Лазаре связаны с евангельским сюжетом его воскрешения из мёртвых Иисусом Христом. Лазарь был жителем селения Вифания (близ Иерусалима), братом Марфы и Марии, его дом часто посещал Христос, который называл Лазарь Своим другом (Ин. 11:11). Когда Лазарь после смерти уже 4 дня пролежал во гробе, Христос воскресил его (Ин. 11:17-44). Воскрешение Лазаря было совершено накануне Страстей Христа.

Лазарь ЧетверодневныйО почитании гробницы Лазаря в Вифании свидетельствует Бурдигальский итинерарий (333) и упоминает испанская паломница Эгерия (Этерия) (395). Византийская базилика рядом с вифанской гробницей Лазаря в 12 веке принадлежала ордену бенедиктинцев, которые построили вблизи неё вторую церковь, в 14 веке превращённую мусульманами в мечеть. От 8 века дошла проповедь, приписываемая Иоанну Эвбейскому, в которой впервые встречаются сведения о том, что Лазарь после воскрешения проповедовал Евангелие на Кипре, где и скончался. По преданию, на Кипре Лазарь был рукоположен апостолами Павлом и Варнавой во епископы г. Китий (получившего в честь гробницы Лазаря название Ларнака); в Китии Лазаря посетила Пресвятая Богородица, которая подарила ему омофор и поручи. На рубеже 9-10 века при византийском император Льве VI Мудром мощи Лазаря были перенесены с Кипра в Константинополь. В церкви Святого Лазаря в Ларнаке хранится глава святого. В 9 веке на Западе возникла легенда, получившая распространение благодаря Храбану Мавру, о том, что Лазарь проповедовал Евангелие в Провансе. На Западе мощи Лазаря почитались в Марселе, затем были перенесены в Отён в Бургундии. Однако некоторые исследователи считают, что эти мощи принадлежат Лазарю, епископу г. Экс (умер в начале 5 века). В средние века почитались также реликвии Лазаря в церкви Святой Марии Магдалины на острове Камарг (в устье реки Рона, Прованс).

Реклама

Воскрешение Лазаря в православных церквах празднуется в так называемую Лазареву субботу (канун праздника Входа Господня в Иерусалим), по календарям греческих церквей и РПЦ память Лазаря также - 17(30) октября, по календарю Римско-католической церкви - 29 июля.

Лазарь ЧетверодневныйИконография. Сюжет «Воскрешения Лазаря» как прообраза Воскресения Христова широко использовался уже в ранних памятниках христианского искусства: живописи катакомб (более 40 изображений), саркофагах (саркофаг ребёнка, 4 век, катакомбы Сан-Каллисто в Риме), консульских диптихах («Муранский диптих», 4 век, Сокровищница собора, Монца) и др. Лазарь изображался в погребальных пеленах у выхода из гробницы рядом с коленопреклонёнными Марфой и Марией. Позднее его стали представлять восстающим из гроба (Н. Фроман, 1461, галерея Уффици, Флоренция). В искусстве средних веков и Возрождения «Воскрешение Лазаря» в числе других чудес присутствует в христологических циклах: мозаики церкви Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (6 век), росписи церкви Святого Пантелеймона в Нерези (1164), росписи Джотто в Капелле дельи-Скровеньи в Падуе (1303- 1306) и т.д. В восточнохристианской живописи распространены иконы «Воскрешение Лазаря» (например, икона новгородской школы 15 век, ГРМ). Произведения на этот сюжет создавали мастера Возрождения и Нового времени: алтарный образ Себастъяно дель Пьомбо по рисунку Микеланджело (1517-19, Национальная галерея, Лондон), работы Тинторетто (1579-81, Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко, Венеция), Караваджо (1608-09, Национальный музей, Мессина), Рембрандта (Музей искусства графства Лос-Анджелес, Лос-Анджелес), В. Ван Гога (1890, Музей В. Ван Гога, Амстердам), И.Ф. Овербека (1822, Кунстхалле, Карлсруэ).

В романском искусстве Бургундии и Прованса возникла необычная иконография, объединившая черты Лазаря, воскрешённого Христом, и нищего Лазаря из притчи Евангелия от Луки (Лк. 16:19-31). Лазарь-нищий изображается коронованным как святой Лазарь на портале церквей Сен-Трофим в Арле, Сен-Лазар в Авалоне и Сент-Мадлен в Везле, а также в соборе Сен-Лазар в Отёне. В соборе Отёна изображения Лазаря и его сестёр были помещены на главном портале (ныне муляж 19 века).

Ещё в раннем Средневековье Мария, сестра Лазаря, стала отождествляться с Марией Магдалиной, поэтому фигура Лазаря появляется в житийных циклах последней (росписи капеллы Марии Магдалины в Нижней церкви Святого Франциска в Ассизи, мастера круга Джотто, около 1315; алтарь Марии Магдалины в церкви Марии Магдалины в Тифенбронне, Л. Мозер, 1432). Шпалера «Прибытие Лазаря с Марфой и Марией Магдалиной в Сент-Мари-дела-Мер» (17 век, сокровищница собора Сент-Фуа в Конке) отражает почитание Лазаря в Провансе.

Лит.: Saxer V., Cardinali А. Lazzaro di Веtania // Bibliotheca Sanctorum. Rome, 1966. Vol. 7.

Д. В. Зайцев.