Лазарь (священник)
ЛАЗАРЬ [? - 14(24).4.1682, Пустозерск], священник, деятель раннего старообрядчества, писатель.
Рукоположен в священники между 1619 и 1633. Примыкал к «Кружку ревнителей благочестия». Не приняв церковную реформу патриарха Никона, Лазарь в 1653 году скрывался в Саввино-Сторожевском монастыре у архимандрита Никанора, будущего руководителя Соловецкого восстания 1667-76, но вскоре был арестован и отправлен в ссылку в Тобольск, где приобрёл много сторонников. В ноябре 1665 года возвращён в Москву. В декабре того же года переведён в Пустозерский острог в низовьях реки Печора. Прибывшего туда в августе 1666 года Лазаря вскоре вновь отправили в Москву, где заковали в кандалы и посадили на цепь на Патриаршем дворе. Попытки его увещать успеха не имели. Основанием для привлечения Лазаря к церковному суду стали его сочинения, которые Большой Московский собор 1666-67 обсуждал в отсутствие автора. По поручению собора разбор полемических сочинений Лазаря и Никиты Добрынина предпринял Симеон Полоцкий в книге «Жезл правления». 17(27).7.1667 Лазарь отказался принести покаяние собору. Он был предан анафеме, 27.8(6.9).1667 подвергнут урезанию языка, а затем вместе с протопопами Аввакумом, Никифором и иноком Епифанием вновь сослан в Пустозерский острог (позднее туда же был сослан диакон Фёдор Иванов), где вместе со своими единоверцами провёл в заточении в земляной тюрьме 15 лет.
Реклама
В ссылке Лазарь продолжил литературно-полемическую деятельность (быстрое возвращение чёткости речи он связывал с помощью пророка Илии). Активность узников подтолкнула власти к ужесточению их содержания. По царскому указу в 1670 году Лазарю, Фёдору и Епифанию вторично урезали языки и отсекли кисти правых рук. В Страстную пятницу 1682 пустозерские узники были сожжены.
В небольшом по объёму сочинении Лазаря «Роспись вкратце, в чем новые книги со старыми не согласны и не сходятся» содержится краткий разбор церковных нововведений и отличий новопечатных книг от старопечатных; отдельная записка посвящена обличению троеперстия. Более пространные сочинения Лазаря - его челобитные царю Алексею Михайловичу и патриарху Иоасафу II, в которых он апеллировал не только к Священному Писанию, но и к событиям церковной истории, в том числе русской. В челобитной царю Лазарь обвинял в расколе, прежде всего церковные власти - патриарха Никона, изменившего в отсутствие царя «святой чин», и «учеников Никоновых», подвигших царя на гнев против старообрядцев. Лазарь призывал царя восстановить и хранить древнее благочестие, на котором зиждется царская власть. В доказательство правоты старообрядцев Лазарь, прося царя дать ему очную ставку с противниками, выразил готовность взойти на огонь (подвергнуться Божию суду): тот, кто прав, должен был уцелеть в огне. В челобитной патриарху Лазарь, обличая церковные власти, называл суд архиереев, признавший новые обряды, незаконным, утверждал, что преследования старообрядцев соединили их с «прежними святыми мучениками».
Лазарь пользовался большим почитанием в старообрядческой среде уже в начале 18 века как исповедник и «мученик за веру»; повествование о нём вошло в сочинение «Виноград российский...» С. Денисова (смотри Денисовы). Официальное прославление состоялось на заседании Собора российских старообрядческих епископов (Белокриницкой иерархии) 31.5(13.6).1917 [день памяти - 14(27) апреля].
Соч.: [Сочинения] романо-борисоглебского попа Лазаря // Материалы для истории раскола за первое время его существования / Под редакцией Н. И. Субботина. М., 1878. Т. 4. С. 179-284; Сказка попа Лазаря о духовном деле святейшего патриарха Иоасафа // Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912. С. 53-67.
Лит.: Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898; Денисов С. Виноград российский... М., 1906; Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев: Перечень списков, составленный по печатным описаниям рукописных собраний. СПб., 1912; Малышев В. И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985; Панченко А. М. Лазарь // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3: XVII в. Ч. 2.
Е. М. Юхименко.