Валтасар

ВалтасарВАЛТАСАР (вавилонское Бел-шар-уцур - «Бел, защити царя!») (?-539 до нашей эры), сын и соправитель последнего царя Вавилонии Набонида. Когда в 553 Набонид (правил с 556) отправился в длительный поход в район восточно-средиземноморского побережья и Аравии, Валтасар был оставлен им в качестве соправителя и командующего войсками в Вавилонии. О самостоятельном правлении Валтасара (до 543) мало известно. Некоторые ново-вавилонские тексты упоминают о сдаче Набонидом и царевичем царских земель в аренду частным лицам, о предоставлении Валтасару (как и царю) части трапезы богов с жертвенного стола. Гораздо больше известно о последних событиях 539 года, когда перед возвратившимся в Вавилон Набонидом и его сыном-престолонаследником Валтасаром встала задача противостояния персидскому вторжению в Вавилонию. Военные действия развернулись в районе главных оборонительных сооружений, так называемой Мидийской стены, в 60 км к северу от Вавилона, основными опорными пунктами которой были Опис на востоке и Сиппар на западе. В описании военных событий 539 года вавилонские, античные источники и библейская традиция сильно расходятся. Предположительно, бой с персидским царём Киром II у Описа в августе 539 года вёл Валтасар, его войско было разбито, а сам он погиб либо был схвачен персами и казнён. Набонид же взял на себя оборону Сиппара, но 10 октября город после слабого сопротивления сдался персам, а царь отступил в Вавилон и был пленён там персами. Согласно другой версии, уцелевший Валтасар отступил в Вавилон, а Набонид - в соседнюю Борсиппу. Но при взятии Вавилона в октябре 539 года Валтасар был убит в ночном бою на территории царского дворца, а Набонид, не надеясь выдержать осаду Борсиппы, сдался в плен персам на почётных условиях - отправлен наместником в Карманию (ныне Иран).

Реклама

В Библии (Дан. 5: 1-30) и у Иосифа Флавия («Иудейские древности» Х. 2. 2-4) Валтасар - последний вавилонский царь, устроивший в связи с каким-то праздником пир в ночь падения Вавилона. Пирующие пили вино из священных драгоценных сосудов, вывезенных ещё Навуходоносором II из Иерусалимского храма в качестве трофеев. В разгар пира огненная рука начертала на белой стене по-арамейски пророчество: «Мене, мене, текел, упарсин» («измерено, измерено, взвешено, отдано»), которое было истолковано призванным на этот «Валтасаров пир» иудейским пророком Даниилом (кстати, данное ему в «вавилонском плену» имя - тоже Валтасар) как предсказание о гибели Валтасара и переходе Вавилонского царства под власть мидян и персов, что и сбылось в ту же роковую ночь. Именно библейская версия нашла отражение в литературе (Кальдерон де ла Барка, И. В. Гёте, Дж. Байрон и др.), искусстве (Я. Тинторетто, Х. де Рибера, Рембрандт и др.), музыке (Г. Ф. Гендель).

Лит.: Dougherty R. Р. Nabonidus and Belsshazzar. New Haven, 1929; Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.

С. С. Соловьёва.