Вавилония

ВавилонияВАВИЛОНИЯ, историческая область и государство в долине рек Тигр и Евфрат, в Южной Месопотамии (территория современного Ирака), существовавшее с начала 2-го тысячелетия до нашей эры до завоевания его персами в 539 году до нашей эры. Важнейшим политическим, культурным и хозяйственным центром был город Вавилон, по имени которого Вавилония получила своё название. До возвышения Вавилона (а часто по традиции и в последующие времена) территория Вавилонии носила наименование «Шумер и Аккад». В истории Вавилонии принято выделять 4 периода.

Старовавилонский период (2017-1595 годы до нашей эры). В начале 2-го тысячелетия Месопотамия оказалась под контролем амореев. Вождь одной из аморейских племенных групп, захватив Вавилон, основал здесь свою династию (I Вавилонская династия). Самый значительный её представитель - царь Хаммурапи (1792-50), которому удалось объединить всю Месопотамию в единое государство. Он был не только успешным завоевателем, но и талантливым администратором, реформатором и законодателем. Составленный от его имени законодательный кодекс («Законы Хаммурапи») - выдающийся юридический памятник древности. При наследниках Хаммурапи среди правителей отдельных городов усилились сепаратистские тенденции. Вавилония постепенно слабела, её территория уменьшалась. Конец династии связан с захватом Вавилона армией хеттского царя Мурсили I около 1595 года. Плодами этой победы воспользовались союзники хеттов касситы, которые около 1518 года ввели свои войска в город и основали в Вавилонии новую династию.

Реклама

Средневавилонский период (1595-1000 годы до нашей эры) условно принято делить на время правления касситской династии (до 1150) и время правления II динacтии Исина (1150-1027). Касситы предположительно были скотоводами, пришедшими к границам Месопотамии из степей Средней Азии. Правление касситов - самый длительный в истории Вавилонии период относительной стабильности и устойчивости, когда постепенно сглаживались экономические противоречия между отдельными регионами. В связи с засолением старых орошаемых земель государство осуществило коренную перестройку оросительной и мелиоративной системы, были освоены обширные новые территории, население которых теперь несло основное бремя государственных налогов и повинностей. В более привилегированном положении находились жители ряда крупных городов, которым были предоставлены права самоуправления и освобождение от повинностей, а также лица из числа царских родственников и господствующей элиты.

Вавилония

О значительном расширении внешнеполитических связей Вавилонии в 14 веке свидетельствуют письма касситских царей египетским фараонам, найденные в местечке Телль-Амарна на месте древнего города Ахетатон. Они написаны клинописью на вавилонском (аккадском) языке, который в это время играл роль языка международного общения на всём Ближнем Востоке. В конце 14-13 века с усилением Ассирии, северного соседа Вавилонии, возросло соперничество между двумя родственными государствами. Мирные договоры о разделении границ периодически сменялись военными конфликтами. Окончательный удар касситской Вавилонии нанёс в 1157 году Элам -  восточный сосед и давний соперник.

ВавилонияПосле некоторого периода хаоса и неустойчивости Вавилония вновь обрела свою государственность под властью II династии Исина (III Вавилонская династия). Цари этой династии начали объединение Вавилонии вокруг города Исин, позднее центр переместился в Вавилон. Наиболее выдающимся представителем этой династии был Навуходоносор I (Набукудурриуцур I, 1126-05), оставшийся в памяти потомков великим воином и покровителем наук и искусств.

Период упадка и временного подчинения Ассирии (1000-627 годы до нашей эры). В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия Вавилония и Ассирия переживали упадок, вызванный вторжением на их территорию западносемитских скотоводческих племён - арамеев. Особенно тяжёлой была ситуация в Вавилонии, на которую помимо арамеев, двигавшихся с запада и северо-запада, с юга наступали родственные арамеям халдейские племена. Только в 9 веке Вавилония и Ассирия начали постепенно восстанавливать свою государственность.

Ассирийский царь Тиглатпаласар III, опасаясь, что халдейские вожди могут захватить вавилонский трон, ввёл в Вавилонию войска и в 729 году до нашей эры короновался под именем Пулу, провозгласив себя царём Вавилонии. Ассирия и Вавилония образовали единое государство под властью ассирийского царя, которое просуществовало до 627 года до нашей эры. Правление ассирийских царей-завоевателей в Вавилонии было временем почти постоянных конфликтов и нестабильности, чему способствовало вмешательство в её дела Элама, на данном этапе противника Ассирии и союзника вавилонян. В отдельные благоприятные моменты деловая жизнь ненадолго оживала, активизировалось даже литературное творчество, но в основном страна находилась в явном упадке.

Самым активным и влиятельным вождём Вавилонии этого времени был халдей Мардук-апла-иддин (библейское имя Меродах Валадан), против которого боролись два ассирийских царя - Саргон II, а потом его сын Синаххериб. Последнему удалось изгнать халдеев из Вавилони, но в ходе этой борьбы эламиты захватили в плен и казнили сына Синаххериба. Разгневанный царь счёл гибель сына результатом предательства со стороны вавилонян и жестоко отомстил им. В 689 году до нашей эры город Вавилон был захвачен ассирийцами, разграблен и полностью стёрт с лица земли. Преемник Синаххериба Асархаддон (680-669), одной из важнейших задач своего царствования считавший примирение с Вавилонией, направил на восстановление Вавилона значительную часть огромных материальных средств, которые приносили Ассирии её завоевания. После его смерти управление страной было поделено между двумя его сыновьями: Ашшурбанапалу он оставил Ассирию, а Шамашшумукину – Вавилонию. Это имело роковые последствия и вскоре привело к войне между братьями. В 648 году после длительной осады армия Ашшурбанапала захватила Вавилон. Шамашшумукин погиб в горящих руинах своего дворца.

ВавилонияНововавилонский период (626-539 годы до нашей эры). Воспользовавшись смутой, наступившей в Ассирии после смерти Ашшурбанапала, вавилоняне попытались изгнать ассирийцев из своей страны. Во главе восстания встал халдей по имени Набопаласар. Последнее сражение, решившее исход борьбы, произошло у стен Вавилона. Ассирийская армия была полностью разбита. Вавилоняне провозгласили царём Набопаласара, ставшего основателем новой династии. Правление в 605-562 годах второго царя династии - Набушаднеццара II (библейского Навуходоносора II) было временем наибольшего возвышения Вавилонии. Проведя ряд удачных военных кампаний в районе Сирии-Палестины и подавляя любые попытки мятежа, Вавилония подчинила себе огромную территорию, которая некогда находилась под властью ассирийской державы. В 587-586 годах Навуходоносор II ликвидировал Иудейское царство, которое попыталось отпасть от Вавилонии. Тысячи жителей Иерусалима были уведены в плен и поселены в разных городах Вавилонии, в том числе в Вавилоне (так называемый вавилонский плен). Последним правителем Вавилонии был Набонид (556-539), самая загадочная фигура нововавилонской истории. В то время как персы наращивали свои военные силы у вавилонских границ, он занимался религиозной реформой (насаждал культ луны, чем вызвал резкое недовольство жречества), строительством, десять лет провёл в Аравийской пустыне. В 539 году до нашей эры армия Кира II овладела Вавилоном, что положило конец существованию Вавилонии как независимого государства.

Лит.: Дандамаев М. А. Рабство в Вавилонии. VII-IV в. до нашей эры (625-331 годы). М., 1974; он же. Вавилонские писцы. М., 1983; История Древнего Востока: зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М., 1983. Ч. 1: Месопотамия; Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983; История Древнего мира. М., 1989. Кн. 1: Ранняя древность; Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. 2-е изд. М., 1990; Babylonian topographical texts / Ed. А. R. George. Leuven, 1992. Смотри также литературу при статье Вавилон.

Н. В. Козырева.

ВавилонияИскусство Вавилонии унаследовало и развивало шумеро-аккадские традиции. Старовавилонский период представлен памятниками официального канонического искусства, тиражирующими позднешумерскую художественную традицию и отмеченными снижением художественного качества. Среди них: найденная в Сузах «стела Хаммурапи» (диорит, 18 век до нашей эры, Лувр, Париж); адорант из Ларсы (18 век до нашей эры, там же); грубоватые по исполнению статуэтки богов (бронзовая статуя сидящей богини из раскопок в Исхали), домашних божеств и гениев-хранителей (каменные статуэтки богинь Ламы и Ниншубур из Ура), копировавшие, возможно, храмовую монументальную скульптуру; терракотовые рельефы (изображение арфиста, Восточный институт, Чикаго); монументальная живопись; произведения торевтики (бронзовые изделия из Исхали) и глиптики (цилиндрические печати с сакральными сюжетами и сценами инвеституры). Художественный канон, сложившийся в старовавилонское время в официальном искусстве, повлиял на изобразительное искусство Элама и Мари. К архитектуре этого периода относятся: храмовый комплекс в Исхали (Нерибтум) из 3 отдельных святилищ, крупнейшее из которых посвящено богине Иштар-Кититум; святилище богини Нингали и бога Нанны с жилищем его верховной жрицы в Уре («Светлый Гипар» Эн-Анатумы); храм в Телль ар-Римахе со сложной системой арочно-сводчатых конструкций из сырцового кирпича; дворцы Зимри-Лима в Мари, Ильшуилии и Ибикадада II в Эшнунне, выстроенные по сходной планировке; а также частично сохранившаяся городская застройка в Уре (на юго-востоке города) и Вавилоне.

ВавилонияХудожественная культура средневавилонского периода следовала традициям старовавилонского искусства, используя ряд изобразительных приёмов, вероятно присущих искусству касситов. Среди построек этого времени - храм царя Караиндаша в Уруке и новая столица Дур-Куригальзу (ныне Акаркуф) с зиккуратом (сохранился до высоты 57 м), храмами, 4 дворцами и жилыми кварталами. Из произведений изобразительного искусства известны фрагменты росписи и мозаики из цветного стекла (их художественно-образная структура повлияла на оформление дворцов в Ассирии), раскрашенные глиняные фигуры зверей (барса, стоящей молодой львицы), а также ювелирные изделия (золотые браслеты, украшения в виде плодов граната, покрытые голубой эмалью) из дворцов и храма бога Энлиля в Дур-Куригальзу; рельефная декорация храма царя Караиндаша (все хранились в Иракском музее, Багдад); рельефы, оформлявшие кудурру (межевые камни), с зооморфными символами богов (кудурру царя Мели-Шиху из Суз, Лувр, Париж) и сакральными сценами (кудурру царя Мардук-нацира, Британский музей, Лондон).

Памятники Вавилонии конца 2-го – начала 1-го тысячелетия до нашей эры плохо сохранились вследствие постоянных внешних и внутренних военных конфликтов. Один из немногих примеров искусства этого времени - кудурру царя Мардук-апла-иддина, выполненный в старовавилонской художественной традиции.

Новый расцвет искусства Вавилонии пришёлся на нововавилонский период: строительство Вавилона, зиккуратов (Вавилон, Борсиппа). Монументальные здания отличаются соразмерностью пропорций; по шумерской традиции плоскости стен оформлялись чередованием уступов и пилястр (нижний храм в ансамбле Эзида в Борсиппе). Изобразительное искусство продолжало традиции искусства Ассирии, но с преобладанием культовой тематики (рельефные изображения животных из глазурованного кирпича, печати).

ВавилонияМузыка. От старовавилонского периода сохранились каталоги гимнов, инструкции по настройке струнных инструментов. Теория музыки пользовалась шумерской и аккадской терминологией, были известны семь 7-ступенных звукорядов и соответствующих им способов настройки инструментов, существовало понятие об октаве. В старовавилонский период музыку начали записывать, предположительно существовали табулатуры. Зафиксировано появление в это время нового для региона инструмента - угловой арфы с большим ладьевидным корпусом (сохранилось множество однотипных изображений сидящего арфиста). Сохранились также подлинные глиняные погремушки (в том числе зооморфные). Памятники нововавилонского времени немногочисленны.

О литературе Вавилонии смотри в статье Шумеро-аккадская литература.

Лит.: Frankfort Н. The art and architecture of the ancient Orient. Baltimor, 1954; Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. М.; Л., 1958; Искусство Древнего Востока. М., 1968; Афанасьева В. К., Луконин В. Г., Померанцева Н.А. Искусство Древнего Востока. М.,1976; Ллойд С. Археология Месопотамии. М., 1984; Rashid S. А. Mesopotamien. Lpz., 1984 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 2); Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток. М., 1985.