Вепсы
ВЕПСЫ (самоназвания - vepsläine, bepsläine и др.), народ прибалтийско-финской группы на северо-западе России. Численность 8,2 тысяч человек (2002, перепись), в том числе в Карелии 4,9 тысяч человек, Ленинградской области 2,0 тысяч человек, Вологодской области 0,4 тысяч человек. Около половины вепсов живут в городах (в основном в Петрозаводске). По диалектам выделяются 3 группы: северные (прионежские, или шелтозёрские) - на западном побережье Онежского озера (Прионежский район Карелии); средние - на северо-востоке Ленинградской области (Подпорожский, Лодейнопольский и Тихвинский районы) и северо-западе Вологодской области (Бабаевский и Вытегорский районы); южные (Бокситогорский район Ленинградской области). Говорят на вепсском языке (им свободно владеют 59,2% вепсов в Ленинградской области, 55,2% - в Вологодской области и 38% - в Карелии); все вепсы владеют русским языком. Верующие - православные.
Вепсы считаются потомками веси и чуди; по археологическим источникам, предки вепсов жили в Межозерье (между Онежским, Ладожским и Белым озёрами). С конца 19 века учитывались официальной статистикой как чудь (в Петрозаводском, Лодейнопольском и Вытегорском уездах Олонецкой губернии) или чухари (в Тихвинском и Белозерском уездах Новгородской губернии), в переписи 1926 года впервые названы вепсами. В 1926 году насчитывали 32,8 тысяч человек. Существовали Винницкий (1931-37) в Ленинградской области и Шелтозёрский (1927-56) в Карелии вепсские национальные районы, национальные сельсоветы. С 1929 года в Шелтозёрском национальном районе было введено обучение в школах на финском языке, с 1932 в Ленинградской области вводится преподавание на вепсском языке. В 1937-38 годах обучение на вепсском языке прекращено, активные представители вепсской интеллигенции, в том числе авторы учебников, подверглись репрессиям. С 1989 года по инициативе Общества вепсской культуры вепсская письменность возрождается (газета «Кодима», перевод Библии), ведётся преподавание в Карелии и Ленинградской области, теле- и радиопередачи на вепсском языке. В 1989 году создан вепсский Куйский национальный сельсовет в Вологодской области, в 1994-2005 годах существовала Вепсская национальная волость в Карелии. В 2006 году вепсы получили статус коренного малочисленного народа Севера.
Реклама
Традиционная культура типична для народов лесной зоны Северо-Запада России (смотри статью Народы и языки в разделе «Россия»). Основное традиционное занятие - подсечноогневое земледелие (рожь, ячмень, овёс), традиционные орудия - соха (адр) и борона-суковатка (ягез). Были развиты каменотёсный промысел в Прионежье (добыча малинового кварцита, или «шокшинского порфира»), отходничество (вепсы известны как строители Санкт-Петербурга). Традиционные малодворные поселения образовывали скопления. Жилище у северных вепсов - дом-двор на высоком, у средних и южных вепсов - на невысоком подклете; изба с крытым двором соединяется переходом, для средних и южных вепсов характерна поперечная (Т-образная) связь. Навершия резных наличников украшались женскими фигурами, с 18 века - волютами. Планировка избы у южных и средних вепсов - северо-среднерусского типа (печь обращена устьем к фасадной стене, стол - в красном углу); у северных вепсов печь обращена устьем к входу, стол - у фасадной стены (так называемая финская планировка). У печи сооружается ящик (каржин), ведущий в подклет. Одежда у средних и южных вепсов близка к северо-русской, в Прионежье бытует юбочный комплекс. Головной убор у девушек - повязка-лента, у женщин - закрытые сорока, кика, повойник, сборник. Женские рубахи украшались по подолу красной или белой вышивкой; изобразительные мотивы близки к северо-русским. Основная пища - ржаной хлеб, рыба, напиток - квас из репы, по праздникам - пиво. До 1930-х годов сохранялись большие патриархальные семьи (3-4 поколения). Обычаи «пивных праздников» (типа братчин), молодёжных посиделок (нориштехт), ряжения и гадания на Святки и Иванов день, свадебные и календарные ритуалы, обряд оплакивания умерших близки к русским; при погребении девушек и неженатых - обряд «веселения» покойника. На могилу в течение 40 дней (иногда до года) вместо креста ставили две жерди от погребальных носилок, веря, что через них поддерживалась связь умершего с родственниками. Бытовала вера в колдунов (нойд) и предсказателей (арбуй). Сохраняется традиция обетных праздников.
Основной жанр фольклора - причитания (похоронные, поминальные, свадебные). Исполняются обычно на вепсском языке, так же как колыбельные («байки») и частушки. Свадебные, протяжные и плясовые песни (большая часть - многоголосные) поются в основном на русском языке. Музыкальные инструменты: кантелет (типа цитры), натуральные трубы (пист, торд), флейты, ударные, мирлитоны (из бересты, стебля лука и др.), гармоника. Сюжеты сказок (сарнад, старинад) близки к карельским и севернорусским.
Лит.: Песни народов Карело-Финской ССР. Сборник карельских, вепсских и русских песен / Сост. В. П. Гудков, Н. Н. Леви. Петрозаводск, 1941; Пименов В. В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965; Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Вепсы // Прибалтийско-финские народы России. М., 2003.
З. И. Строгальщикова; Н. И. Жуланова (фольклор).