Верди Джузеппе

Верди (Verdi) ДжузеппеВЕРДИ (Verdi) Джузеппе (10.10.1813, Ронколе, герцогство Парма - 27.1.1901, Милан), итальянский композитор. Сын крестьянина-трактирщика. С 7 лет учился музыке у сельского органиста. В 1823 году переехал в Буссето, в 15 лет стал церковным органистом. Первые опыты композиции относятся к 1828 году (увертюры, марши для духового оркестра, фортепиано пьесы). В 1832 году пытался поступить в Миланскую консерваторию, но не был принят по возрасту. Занимался у дирижёра и композитора В. Лавиньи. В 1835-38 годах жил в Буссето, организовывал концерты (в 1836 возглавлял филармоническое общество), сочинял музыку. Первая опера Верди - «Оберто, граф Сан-Бонифачо» (1837, поставлена в 1839, театр «Ла Скала», Милан) была тепло принята публикой. Следующая опера - «Король на час» («Мнимый Станислав», 1840, там же) не имела успеха. Известность композитору принесли оперы «Навуходоносор» («Набукко», на сюжет из Книги пророка Даниила, 1841, поставлена в 1842, там же) и «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1842, поставлена в 1843, там же; французская редакция - «Иерусалим», 1847, Парижская опера). Проникнутые романтичным освободительным пафосом, эти оперы были восторженно приняты в Италии, испытывавшей подъём национального самосознания; зрители улавливали намёки на современные политические события, спектакли зачастую сопровождались манифестациями.

Реклама

Тяготение Верди к напряжённому драматизму, ярким контрастам, сильным чувствам обусловило выбор сюжетов из героического прошлого, из произведений великих драматургов. В 1842-49 годах он создал 13 опер, в том числе «Эрнани» (по одноимённой драме Верди Гюго, 1844, театр «Фениче», Венеция), «Жанна д’Арк» (1845, Милан), «Аттила» (1846, Венеция), «Разбойники» (по одноимённой драме Ф. Шиллера, 1847, театр «Хеймаркет», Лондон), «Макбет» (по одноимённой трагедии У. Шекспира, 1847, театр «Пергола», Флоренция; 2-я редакция 1865, «Театр лирик», Париж), «Битва при Леньяно» (1849, театр «Арджентина», Рим), «Луиза Миллер» (по драме «Коварство и любовь» Шиллера, 1849, театр «Сан-Карло», Неаполь). Патриотические настроения Верди нашли отражение также в гимне «Звучи, труба», написанном во время революции 1848 года по предложению Дж. Мадзини (на текст Г. Мамели).

Верди (Verdi) ДжузеппеМировое признание получила триада опер, созданных Верди в 1850-е годы: «Риголетто» (на сюжет драмы «Король забавляется» В. Гюго, 1851, Венеция), «Трубадур» (по одноимённой драме А. Гарсия Гутьерреса, 1852, поставлена в 1853, театр «Аполло», Рим; 2-я редакция под названием «Трувер», 1857, Парижская опера), «Травиата» (по драме «Дама с камелиями» А. Дюма-сына, 1853, Венеция). В них раскрылись лучшие черты музыкально-драматического дарования композитора: глубокое постижение внутреннего мира героев, простота музыки, её связь с итальянской народной песенностью, динамика музыкального  развития. Искусство Верди приобретает социально-критическую направленность. В центре внимания композитора судьбы людей, ставших жертвами произвола и сословных предрассудков (придворный шут Риголетто, нищая цыганка Азучена, «падшая женщина» Виолетта). В операх 1850-60-х годов в связи с ростом национально-освободительного движения Верди вновь обратился к историко-героическим сюжетам, связывая воедино личную драму героев с политическими событиями: «Сицилийская вечерня» (1854, поставлена в 1855, Парижская опера; 2-я редакция под названием «Джованна Гусман», 1856, Милан), «Симон Бокканегра» (либретто Ф. М. Пьяве по одноимённой драме Гарсия Гутьерреса, 1857, Венеция; 2-я редакция - либретто переработано А. Бойто, 1881, Милан), «Бал-маскарад» (по драме «Густав III, или Бал-маскарад» Э. Скриба, 1859, Рим).

Активный участник освободительного движения на рубеже 1850-60-х годов, Верди на свои средства закупил оружие для национальной гвардии города Буссето. В 1861-64 годах был членом первого национального итальянского парламента в Турине, разработал проект реорганизации музыкальных  учреждений, в 1871 году возглавил комиссию по вопросам реформы музыкальных  театров и музыкального  образования. При этом в 1871 году он отказался от предложенного ему поста директора Неаполитанской, а в 1878 - Миланской консерваторий.

В 1862 году для итальянской труппы Мариинского театра Верди написал оперу «Сила судьбы» (либретто Ф. М. Пьяве; 2-я редакция - либретто переработано А. Гисланцони, 1869, Милан); в связи с постановкой оперы дважды посетил Россию (зимой 1861/62, осенью 1862). В 1866 году работал для Парижской оперы над одной из значительнейших своих партитур - «Дон Карлос» (по одноимённой драме Ф. Шиллера, постановки 1867 в Париже и Болонье не имели успеха; сокращённая редакция в 4 актах - итальянский текст Гисланцони, 1884, Милан). В 1870 году по заказу правительства Египта (в связи с торжественным открытием Суэцкого канала) Верди создал оперу «Аида», ставшую одной из вершин итальянского оперного искусства (либретто Гисланцони, идея сюжета принадлежит французскому египтологу Ф. О. Ф. Мариету; поставлена в 1871, Каир; 1872, Милан). Внешние приметы жанра «большой оперы» (пышная «египетская» экзотика, развитые ансамбли, развёрнутые массовые сцены, помпезные марши и шествия) сочетаются в ней с тонко разработанными характеристиками главных героев.

В последующие 10 лет Верди не писал опер, создал струнный квартет (1873), «Реквием» (Messa di Requiem, 1874) памяти писателя А. Мандзоны (частично использовал музыку неосуществлённого реквиема памяти Дж. Россини), ряд других вокальных произведений. В 1881 году началось его сотрудничество с А. Бойто, результатом которого явился шедевр - опера «Отелло» (либретто Бойто, 1886, поставлена в 1887, Милан), одно из величайших воплощений шекспировской темы в мировой музыкальной  классике. В этой опере Верди достиг полного слияния музыки с драматическим действием, традиционные арии и ансамбли заменил монологами и диалогическими сценами, основанными на сквозном музыкальном  развитии. Те же принципы характеризуют и последнюю оперу Верди «Фальстаф» (либретто Бойто по комедии «Виндзорские проказницы» и хронике «Король Генрих IV» У. Шекспира, 1892, поставлена в 1893, там же) - остроумную оперу-буффа (жанр преобразован Верди в духе реализма 19 века). В конце жизни Верди сочинял преимущественно религиозную музыку, в том числе Ave Maria для хора а капелла (1889-98, с использованием «загадочной гаммы»), Те Deum (1896), Stabat Mater (1897).

Творчество Верди - высшая точка развития итальянской оперы 19 века. Острота жизненных конфликтов, гуманизм, выразительность музыкального  языка, связь с национально-демократической культурой Италии обусловили выдающееся значение опер Верди, сделали их популярными во всём мире. Развивая достижения своих предшественников (Дж. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини), основываясь на традициях итальянского бельканто и в то же время осваивая опыт современных ему оперных школ (Ш. Гуно, Р. Вагнер), Верди создал свой «смешанный» вокальный стиль - ярко театральный, острый и рельефный, сочетающий песенно-ариозные принципы и гибкую декламацию. Участвуя в составлении либретто, композитор значительно изменил характер и структуру традиционной итальянской оперы. Добиваясь непрерывности сценического развития, Верди глубоко индивидуально трактовал свободные формы монолога и диалога. В лучших операх Верди существенную драматургическую нагрузку несёт оркестр, однако для композитора незыблем приоритет вокального начала. «Голос и мелодия, - говорил Верди, - для меня всегда будут самым главным».

Нотные изд.: Works / Ed. Р. Gossett а. остров Chi.; Mil., 1985. Письма: Избр. письма / Пер. и вступ. Статья А. Бушен. 2-е изд. Л., 1973.

Лит.: Cherbuliez А. Е. А. G. Verdi. Leben und Werk. Z., 1949; Gatti С. Verdi. La vita, le opéré i tempi. 3 ed. Mil., 1953. Vol. 1-2; Асафьев Б. В. В. П. Асафьев Б. В. Избр. труды. М., 1955. Т. 4; Bellaigue С. F. Verdi. Biographie critique. 2 éd. Mil., 1956; Abbiati F. Verdi. Mil., 1959. Vol. 1-4; Hussey D. Verdi. 3rd ed. N. Y., 1962; Соллертинский И. Дж. Верди // Соллертинский И. Исторические этюды. 2-е изд. Л., 1963; Орджоникидзе Р. Оперы Верди на сюжеты Шекспира. М., 1967; Нюрнберг М. Дж. Верди. 2-е изд. Л., 1968; Budden J. The operas of Verdi. L., 1973-1981. Vol. 1-3; The Verdi companion / Ed. W. Weaver, М. Chusid. N.Y., 1979; Mila М. L’arte di Verdi. Torino, 1980; Marggraf W. G. Verdi. Leben und Werk. Lpz., 1982; Studi verdiani. Parma, 1982-2006-; Тароцци Д. Верди. М., 1984; Соловцова Л. Дж. Верди. 4-е изд. М., 1986; Галь Г. Дж. Верди и оперная драматургия // Галь Г. Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера, три мира. М., 1986; Nuove prospettive nella ricerca verdiana. Parma, 1987; Osborne С. Verdi: а life in the theatre. L., 1987; Lendvai Е. Verdi and Wagner. Bdpst, 1988; Van G. de. Verdi, un théâtre en musique. Р., 1992; Phillips-Matz Μ. J. Verdi: а biography. Oxf.; N. Y., 1993; Jürgensen К. А. The Verdi ballets. Parma, 1995; Hopkinson С. А bibliography of the works of G. Verdi. N. Y., 1973-1978. Vol. 1-2.