Верфь
ВЕРФЬ (голландский - werf), предприятие для постройки или ремонта судов. Располагают по берегам рек или морских заливов; иногда ограждают молами или волноломами для защиты от волнения моря. Обычно специализируются на каком-либо одном виде судостроения - речном или морском, военном или гражданском и др. На верфи осуществляется изготовление (или сборка) корпуса судна, монтаж корпусного и механического оборудования, испытания и сдача судов заказчику.
Первоначально лодки и корабли строились непосредственно на берегу, без выделения специальных судостроительных участков. Даже самый большой корабль викингов - «Длинный червь» короля Олафа Трюгвассона (около 1000), длиной в 37 м, был собран корабельными мастерами на берегу перед королевским дворцом в Трондхейме. С возникновением централизованных государств, содержавших военные и торговые флоты, стали создаваться верфи. Первой крупной верфью стал Арсенал Венецианской республики (1104). На верфи, которая была самым охраняемым местом в Республике и занимала 32 га, работали 16 тысяч человек. Работы в Арсенале были организованы по типу конвейера: по мере продвижения строящегося судна мимо череды последовательно расположенных доков на уже готовый корпус монтировались мачты и другое оснащение. К 13 веку верфи существовали также в Генуе, Пизе и ряде других городов. В 1378 году была построена Королевская корабельная верфь Лас-Драссанес (Las Drassanes) в Барселоне, которая вплоть до 17 века была лучшей по оснащению и самой большой верфью Европы (её размеры позволяли сооружать одновременно до 30 кораблей). В 16-17 веках образцовыми в Европе считались голландский верфи, где впервые начали строить корабли по моделям.
Реклама
Одна из первых верфей России - Адмиралтейская верфь в Санкт-Петербурге – была основана Петром I в 1704 году по подобию голландских. Входила в состав Главного Адмиралтейства. Первоначально на Адмиралтейской верфи строились относительно мелкие корабли; первый крупный корабль (54-пушечная «Полтава») построен в 1712 году. Промышленный переворот 18-19 веков и научно-техническая революция 20 века превратили верфи в мощные индустриальные предприятия, использующие новейшие достижения науки и техники.
Смотри также Судостроение.