Вергилий Марон Публий
ВЕРГИЛИЙ (Виргилий) Марон Публий [Publius Vergilius (позднее написание - Virgilius) Maro] (15.10.70 до нашей эры, близ Мантуи - 21.9.19 до нашей эры, Брундизий, ныне Бриндизи), римский поэт. Родился в семье мелкого землевладельца. Учился в Кремоне, Медиолануме (Милане). В 54 году переехал в Рим, обучался риторике в школе Эпидия, где готовились адвокаты. Политическая карьера его никогда не занимала, возможно, по причине чрезвычайной застенчивости или же сознательного выбора стиля жизни - на лоне природы в окружении друзей, в духе популярного тогда эпикуреизма. В 45 году поселился неподалёку от Неаполя. Увлекался медициной, философией (был слушателем в школе философа-эпикурейца Сирона), математикой, но окончательный выбор сделал в пользу поэзии, интерес к которой появился ещё во время пребывания в Риме, где он вошёл в круг поэтов-неотериков («новаторов»), практиковавших изысканную поэзию малых форм.
Реклама
К юношеским опытам Вергилия, возможно, относятся поэмы «Комар» («Culex»), «Скопа» («Ciris»), поэтические зарисовки «Трактирщица» («Сора») и «Завтрак» («Moretum»), цикл мелких стихотворений в духе Катулла «Смесь» («Catalepton») и др., однако его авторство в отношении этих произведений оспаривается. Первое крупное сочинение Вергилия - «Буколики» («Bucolica», буквально - «Пастушеские песни», 42-38) - собрание из 10 написанных гексаметром эклог («избранных стихотворений»), часть которых - в диалогической форме, часть - в повествовательной. Следуя древнегреческому поэту Феокриту, Вергилий воспевает мирную жизнь идеализированных пастухов Аркадии; основные темы - любовь (чаще безответная), поэзия (описание пастушеских состязаний в пении), природа и сельский быт. Наибольшую известность получила 4-я эклога, посвящённая покровителю Вергилия, консулу Азинию Поллиону; в ней повествуется о грядущем «золотом веке», который придёт на смену «железному» после скорого появления на свет божественного мальчика. Если современники Вергилия в младенце видели наследника Августа или сына Азиния Поллиона, то средневековые толкователи часто отождествляли его с Иисусом Христом, представляя Вергилия пророком грядущего рождения Спасителя. «Буколики» прославили Вергилия, сделав его главной фигурой литературного кружка, объединившегося под покровительством Мецената.
В дидактической поэме «Георгики» («Земледельческие стихи» - «Georgica», 36- 29) Вергилий, ориентируясь на земледельческую поэму «Труды и дни» Гесиода и философскую поэму «О природе вещей» Лукреция, воспевает мирный деревенский труд, традиционный уклад жизни и вместе с тем прославляет Октавиана Августа. 4 книги поэмы посвящены отдельным сельским ремёслам - земледелию (1-я кн.), плодоводству и виноградарству (2-я кн.), скотоводству (3-я кн.), пчеловодству (4-я кн.); однако описания сельского труда у Вергилия служат выражению философских идей - единения человека с природой, круговорота вещей как чередования смерти и возрождения. «Георгики» - вершинное по мастерству композиции и совершенству поэтического языка и стиля творение Вергилия. Продолжив начатую неотериками реформу латинского стиха, Вергилий заменил гигантские периоды с нагромождением придаточных предложений короткими ритмичными фразами, благодаря чему он приобрёл исключительную музыкальность и красоту.
Последние 10 лет жизни Вергилий работал над поэмой «Энеида» («Aeneis», в 12 книгах, закончена лишь вчерне, издана посмертно) о судьбе Рима, главным персонажем которой был Эней - троянский герой, легендарный предок римлян. Центральная идея поэмы, ставшей национальным эпосом римлян: римское господство над миром предопределено судьбой, равно как и величие потомков Энея, к которым причислял себя Август. Используя в качестве образца поэмы Гомера, Вергилий создал новый тип эпоса - полного драматизма и движения, чуждого пространных статичных описаний, а также всякого комизма. Из отдельных эпизодов поэмы наиболее известны: гибель Трои (кн. II), история трагической любви карфагенской царицы Дидоны к Энею (кн. IV), рассказ о нисхождении Энея в царство мёртвых (кн. VI).
Отправившись путешествовать по Малой Азии и Греции с целью увидеть те места, которые описаны у Гомера, Вергилий во время плавания серьёзно заболел и скончался; впоследствии его прах был погребён близ Неаполя. Произведения Вергилия пользовались огромной популярностью в античности (неоднократно комментировались, в том числе Сервием, 4 век нашей эры) и в средние века (это подтверждается большим количеством списков, в которых дошли его труды; среди них выделяется «Codex Vergilius Vaticanus», 5 век). Они оказали исключительное влияние на средневековую латинскую поэзию. Вергилий считался носителем священного знания: его произведения, подобно Библии, подвергались аллегорическим толкованиям; Данте в своей «Божественной комедии» избрал Вергилия проводником по аду и чистилищу; как пророк Вергилий был представлен на фреске Благовещенского собора Московского Кремля. Первое печатное издание трудов Вергилия появилось в 1469 году в Риме, за ним последовали другие, спровоцировавшие новый виток интереса к Вергилию, который вылился в традицию новоевропейских эпосов (П. де Ронсар, Т. Тассо и др.), пасторалей, а также комических бурлескных поэм, «перелицовывающих» «Энеиду» (П. Скаррон, И. П. Котляревский, Н. П. Осипов и др.). В России первые переводы Вергилия появляются со 2-й половине 18 века; среди переводчиков - А. А. Фет, В. Я. Брюсов и др.
Соч.: Opera. 2 ed. Torino, 1973. Vol. 1-2; Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979.
Лит.: Sainte-Beuve Ch. А. Étude sur Virgile. [4 éd.J. Р., 1891; Heinze R. Virgils epische Technik. 3. Aufl. Lpz.; В., 1915; Perret J. Virgile, l’homme et l’œuvre. Р., 1952; Grimal Р. Virgile ou la seconde naissance de Rome. Р., 1985; Pomathios J. L. Le pouvoir politique et sa représentation dans l’Enéide de Virgile. Brux., 1987; Encyclopedia virgiliana. Roma, 1991. Vol. 1-5; Топоров В. Н. Эней - человек судьбы (к «средиземноморской» персонологии): В 2 ч. М., 1993; Stroppini G. Amour et dualité dans les «Bucoliques» de Virgile. Р., 1993; Salvatore А. Virgilio е Pseudovirgilio. Napoli, 1994; Wacht М. Concordantia Vergiliana. Hildesheim, [1996]; Гаспаров М. Л. Вергилий, или Поэт будущего // Гаспаров М. Л. Избранные труды. М., 1997. Т. 1; Thomas R.F. Reading Virgil and his texts. Ann Arbor, 1999; Вулих Н. В. Римский классицизм: творчество Вергилия, лирика Горация. СПб., 2000; Zabughin V. Vergilio nel Rinascimento italiano: da Dante а Torquato Tasso. Trento, 2000. Vol. 1-2; Griffin J. Virgil. 2nd ed. L., 2001.
А. В. Голубков, О. Л. Левинская.