«Вещь в себе»

«ВЕЩЬ В СЕБЕ», вещь сама по себе (немецкий Ding an sich, Ding an sich selbst), одно из центральных понятий философии И. Канта, означающее вещь со стороны тех её свойств, которые не зависят от человеческого восприятия и его специфических условий (притом что они вполне могут зависеть от условий божественного созерцания). Термин имел достаточно широкое хождение и до Канта, в том числе в школе Х. Вольфа. Понятие о «вещи в себе» возникает у Канта как коррелят понятия явления: если предметы опыта в их пространственно-временной форме существуют только в человеческом восприятии, то одновременно мыслится нечто, что сохраняет своё бытие и помимо восприятия, то есть понятие «вещи в себе» (ноумен). Тезис о непознаваемости «вещи в себе» выдвигается Кантом в «критический период» его философии в связи с исследованием априорного синтетического познания, которое возможно лишь в том случае, когда человеческие понятия содержат в себе условия возможности тех или иных предметов. Вещи сами по себе не могут быть такими предметами (наш рассудок - не божественен), так что их априорное познание невозможно. Но и в опыте «вещи в себе» нам не даны, все истинные утверждения о них (кроме, возможно, тезиса об их бытии и о том, что они лежат в основании явлений) на деле оказываются отрицаниями: они вне пространства, вне времени и так далее

В понятии «вещи в себе» Ф. Г. Якоби видел главное противоречие кантовской философии. И. Г. Фихте трансформировал «вещи в себе» в приходящий извне импульс, задерживающий деятельность человеческого «я». Г. В. Ф. Гегель считал это понятие ярким образцом ограниченного «рассудочного» мышления, которое должно быть преодолено спекулятивной диалектикой. В современной философской литературе понятие «вещи в себе» иногда трактуется как синоним бихевиористской метафоры «чёрного ящика», часто используемой для характеристики скрытых психических механизмов.

В. В. Васильев.