Вессель Николай Христианович

ВЕССЕЛЬ Николай Христианович [22.1(3.2).1834, Санкт-Петербург - 3(16).6.1906, там же], российский теоретик и историк педагогики, школовед и публицист. Окончил факультет  восточных языков Санкт-Петербургского университета (1855). С 1856 года эксперт-аналитик Министерства народного просвещения (МНП). Член Учёного комитета (1867-74, 1884-97); член Совета министра МНП (1897-1900). Член Педагогического комитета (1874-82, 1897-1901) Военного министерства. Редактировал журналы «Учитель» (1861-64, совместно с И. И. Паульсоном), «Педагогический сборник» (1864-1882), «Задушевное слово» (1885-1900) и приложение к последнему «Педагогический листок» (с 1887). Один из основателей и секретарь Петербургского педагогического общества (1869).

На основе анализа зарубежного и отечественного опыта впервые предложил стройную и законченную систему российского образования («общественное училищеведение»). Составил проекты создания обязательной народной 8-летней школы и 4-летней средней школы. Широкая сеть профессионального образования должна была строиться на основе общего образования.

Реклама

Разработал научные основы определения форм, целей и содержания общего среднего образования на каждой ступени, разрешавшие противоречия между классическим и естественнонаучным образованием. Целью образования считал полное развитие способностей каждого человека, а результатом - осознание учащимся своих способностей и выбор соответствующей профессии («воспитание для жизни»).

Высшим принципом воспитания считал принцип природосообразности. Педагогическое искусство, по Весселю, заключается в побуждении к самовоспитанию и должно всегда учитывать особенности личности учащегося и современное состояние просвещения. Психологически обосновал условия и факторы формирования нравственного облика ученика и основные средства нравственного воспитания (создание нравственной атмосферы и необходимость ставить ребёнка в соответствующие жизненные ситуации, пример воспитателя, отыскание высокого человеческого идеала, пробуждение стремления к самовоспитанию и самообразованию).

В русле принципа природосообразности акцентировал внимание на регионально-краеведческом характере содержания образования в соответствии с местными социальными особенностями, потребностями экономики, менталитетом населения (вплоть до создания учебников для отдельных местностей - «отчизноведение»).

Вессель предпринял издание 4-томного «Руководства к преподаванию общеобразовательных предметов» (1873-74; вышло 2 тома). Важнейшие среди других работ: «Профшколы и обучение ремёслам» (1881), «Начальное образование и народные училища в Западной Европе и в России» («Русская школа», 1890-1891), «Наша средняя общеобразовательная школа» (1903). Перевёл и дополнил сочинения Ф. Э. Бенеке: «Опытная психология в применении к воспитанию и обучению детей» (1862) и «Руководство к воспитанию и обучению» (1871-1872) и др.

Собиратель народных песен; вместе с Е. К. Альбрехтом составил сборник «Гусельки» (128 колыбельных, детских и народных песен и прибауток..., 3-е изд., 1879), «Школьные песни» (115 народных, литературных, исторических и военных песен, переработанных для школ, 3-е изд., 1888).

Соч.: Очерки об общем образовании и системе народного образования в России / Вступ. ст. В. Я. Струминского. М., 1959 (библ.).

Лит.: Никольская А. А. Психологические основы воспитания в трудах Н. Х. Весселя // Вопросы психологии. 1980. № 6.

Ю. Н. Коротков.