Виола

ВИОЛА (латинский, итальянский viola; французский viole),

1) распространённое в средние века в романских языках наименование струнных смычковых инструментов, в современной органологической классификации называемых виела или фидель. Виола и виела - варианты старопровансальского слова (viula, viola), связанного с глаголом violar («играть на виеле») звукоподражательного происхождения.

2) Виола, виола да гамба (итальянский viola da gamba - «виола у ног, у колен»; английский viol), гамба (немецкий Gambe), западноевропейский струнный смычковый инструмент конца 15-18 века. Наряду с лютней и органом виола - важнейший инструмент этого времени. Наиболее ранние зафиксированные изображения виолы (около 1475-80, северо-восточная Испания) напоминают виуэлу. Около 1500 года виола начала распространяться в Западной Европе, «классическая» страна ренессансной виолы - Италия. Слово «виола» в Италии могло означать не только собственно виолу, но и виолу да браччо - инструмент скрипичного семейства, лиру да браччо и лиру да гамба; при этом термин «виолоне» (violone), обозначающий контрабасовую виолу, мог применяться к виоле любого размера. Теоретики эпохи в целях достижения большей точности вносили дополнительные определения: выражение «виола да гам6а» является одним из них.

Реклама

Виола В 15-16 веках виолы были внешне разнообразны: с покатыми и крутыми плечами, с острыми углами и без углов, плавными округлыми либо сложными волнистыми контурами дек; резонаторные отверстия могли быть узкими парными (в виде «эфов» или «эсов») или круглыми одиночными (в виде розетки). С 17 века устанавливается классическая конструкция: 8-образный корпус с покатыми плечами, высокими обечайками, выпуклой верхней декой, высокой подставкой, относительно короткой шейкой, резной головкой. К концу 16 века господствующей становится 6-струнная модель, к концу 17 века басовые виолы оснащаются 7-й - басовой - струной. Настройка кварто-терцовая. Высота строя зависит от размеров инструмента. При игре инструмент располагается вертикально; этот способ получил название «а гамба» или «виольный»; горизонтальное расположение («а браччо» - «у плеча», свойственное инструментам скрипичного семейства) для виолы не характерно. Способ держания смычка - захватом снизу - также называется «виольным». Звук виолы несильный, динамически гибкий, темброво разнообразный, лёгкий, подвижный. Музыка для виолы записывалась в мензуральной нотации, иногда применялась лютневая табулатура, в 18 веке использовалось современное нотное письмо.

В 16 веке образовалось так называемое виольное семейство; составлявшие его виолы разных размеров образовывали ансамбль - консорт. Наиболее постоянными были сопрановая - «дессю» (французский dessus de viole), теноровая и басовая виолы. В качестве сольного инструмента в виольном семействе в 16 веке выделилась басовая виола, которая со временем стала символизировать всё семейство и за которой закрепился термин «виола да гамба». Специфическая английская разновидность сольной басовой виолы - лира-виола, предназначенная для исполнения многоголосной фактуры. Во Франции в 18 веке приобрела популярность «пардессю» - «сверхдискантовая» виола.

ВИОЛА Лучшие виольные мастера 16 века - П. Дзанетто (Брешиа), Б. Чичилиано и М. Морелле (Мантуя), Г. Дюиффопругкар (Лион; происходил из немецкой династии Тиффенбруккер). Среди английских мастеров 16-17 века: Дж. Роуз, Г. Джей, Р. Мирс, Дж. и Ф. Бейкер, Б. Норман. Французские мастера конца 17-18 века: Н. Бертран, Б. Флери, М. Колишон, Г. Барбе, Ж. Б. Деэ (псевдоним Саломан), Ф. Ле Жён. Среди работ немецких и нидерландских мастеров выделяются инструменты И. Тильке, Г. Эберта, П. Рамбутса, М. Хофмана (17-18 века).

В Италии виола, вытесненная скрипкой, утратила своё значение к началу 17 века, но в других странах виольная культура только начинала расцветать. Именно в Англии в 17 веке популярным видом музицирования стал консорт виол, вершин достигло сольное исполнительство на басовой виоле. Представители английский школы, композиторы и исполнители: Т. Таллис, К. Тай, У. Бёрд, А. Холборн, Дж. Дауленд, О. Гиббонс, Дж. Копрарио, У. Лоус, А. Феррабоско-сын, Т. Томкинс, Дж. Дженкинс, М. Лок, Г. Пёрселл. Во Франции виолы использовалась больше в ансамблях. Среди авторов и исполнителей-виолистов: Ж. де Сент-Коломб, М. Маре, К. ле Жён, Е. дю Корруа, Л. Куперен, А. Форкре, К. д’Эрвелуа, Дю Бюиссон, Ж. М. Леклер, Ж. Б. де Буамортье, Ж. Ф. Рамо, Л. Н. Клерамбо, М. П. Монтеклер. В Германии и Нидерландах школа солистов-виртуозов на басовой виоле развивалась с конца 17 века. Солирующая виола в Германии могла заменяться виолончелью, это обстоятельство сыграло свою роль в «долговечности» немецкой виольной музыки (в первую очередь сочинения И. С. Баха), которая продолжала исполняться на виолончели после того, как виола вышла из употребления. Позднебарочный репертуар представлен сонатами для виолы и бассо-континуо (Д. Букстехуде, Г. Ф. Телеман, К. Ф.Э. Бах), сонатами для виолы и клавира облигато - специфически северо-немецким жанром (К. Ф. Э. Бах). Виола облигато использована И. С. Бахом в кантатах BWV № 76, 152, «Страстях по Иоанну» (ария альта № 58), «Страстях по Матфею» (речитатив и ария баса № 65-66). Последним знаменитым виолистом-виртуозом и композитором был работавший в Англии немец К. Ф. Абель (умер в 1787). В Германии и Австрии 17 – начало 19  века была распространена разновидность виолы да гамба с дополнительными струнами - баритон.

Утрате виольной культуры способствовали развитие скрипичной и виолончельной школ и распространение классического европейского оркестра, формировавшегося на базе скрипичного семейства. В классический оркестр вошёл лишь потомок контрабасовой виолы - контрабас.

«Открытием» виолы в конце 19 века явилась деятельность А. Долмеча. Распространённым явлением музыкальной  жизни 20 века виола стала благодаря аутентичному исполнительству.

Лит.: Straeten Е. van der. The history of the violoncello, the viol da gamba... L., 1915. Vol. 1-2 (Repr. - 1971); Hayes G. R. Musical instruments and their music. 1500-1700. L., 1930. Vol. 2: Viol and other bowed instruments; Bacher J. Die Viola da Gamba. Kassel, 1932; Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959; Dolmetsch N. The viola da gamba: its origin and history, its technique and musical resources. L., 1962; Dolmetsch С. The pardessus de viol or Chanterelle // Journal of the Viola da Gamba Society of America. 1966. Vol. 3; Dart Т. The fretted instruments, III: The viols // Musical instruments through the ages. Harmondsworth, 1973; Tourin Р. Viol list. А comprehensive catalogue of historical viole da gamba in public and private collections. Duxbury, 1979; Rutledge J. А. How did the viola da gamba sound? // Early Music. 1979. Vol. 7; Dodd G. Thematic index of music for viols. L., 1980-; Sadie J. А. The bass viol in French baroque chamber music. Ann Arbor, 1980; Lindley М. Lutes, viols and temperaments. Camb., 1984; Rutledge J. А viol bibliography // Journal of the Viola da Gamba Society of America. 1979. Vol. 16.

Д. Ю. Голдобин.

Связанные статьи