Виппер Роберт Юрьевич

Виппер Роберт ЮрьевичВИППЕР Роберт Юрьевич [2(14).7.1859, Москва - 30.12.1954, там же], историк, академик Академии Наук СССР (1943). Отец Б. Р. Виппера. В 1880 году окончил историко-филологический факультет Московского университета, учился у В. И. Герье, В. О. Ключевского и др. В 1894 году защитил докторскую диссертацию «Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в.: Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма». В 1894-97 годах профессор Новороссийского университета в Одессе. Вернувшись в Москву, в 1897-1922 читал курсы по истории античного мира в Московском университете (с 1901 ординарный профессор). В 1922 году после опубликования Виппером брошюры «Возникновение христианства» (1918) был подвергнут резкой критике В. И. Лениным (в статье «О значении воинствующего материализма». Полн. собр. соч. 5-е издание. Т. 45. С.27), обвинившим автора в «прислужничестве господствующей буржуазии». В 1923 году уволен из университета и в 1924 был вынужден эмигрировать в Латвию, где в 1924-40 годах профессор Латвийского университета в Риге.

Реклама

В 1922 году в яркой научно-популярной книге «Иван Грозный» Виппер впервые поставил вопрос о важности «внешнего фактора» в развитии Русского государства в середине - 2-й половине 16 века, идеализировал деятельность Ивана IV Васильевича. После присоединения Латвии к СССР Випперу было предложено вернуться в Москву. В 1941 году работал в МИФЛИ (с 1941), Институте истории Академии Наук СССР (с 1943) и на кафедре истории Древнего мира МГУ (в 1941-50). В 1943-44 годах вышли доработанные 2-е и 3-е издания «Ивана Грозного».

Диапазон научных интересов Виппера чрезвычайно широк: он автор более 300 работ, написанных блестящим литературным языком и посвящённых отечественной и всеобщей истории (античного мира, гуманизма и Реформации), проблемам методологии исторических исследований, методики преподавания истории. С 1900 года особую популярность приобрели его учебники для средней школы и вузов по истории Древнего мира, Средневековья и Нового времени. Последние работы Виппера по истории раннего христианства («Возникновение христианской литературы», 1946, и «Рим и раннее христианство», 1954) написаны с позиций последовательного атеизма, стремления целиком отвергнуть христианскую традицию. Виппер опирался на опыт рационалистической критики XIX века, был последователем мифологической школы (отрицавшей историчность Иисуса Христа) и полностью воспринял марксистскую концепцию возникновения христианства, в наиболее полной форме выраженную Ф. Энгельсом. Выводы Виппера столь разительно расходились с данными науки, что даже в среде советских, атеистически настроенных учёных они были, в сущности, отвергнуты. Награждён орденом Ленина (1945).

Соч.: Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма. М., 1894; Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX в. в связи с общественными движениями на Западе. СПб., 1900. 3-е изд. М., 1913; Очерки истории Римской империи. М., 1908; Очерки теории исторического познания. М., 1911; Древний Восток и эгейская культура. М., 1913; История Греции в классическую эпоху IX-IV в. до Р. Х. М., 1916; Заметки историка о современных религиозных исканиях. М., 1916; Кризис исторической науки. Казань, 1921; Судьба религии. Берлин; П., 1921; История средних веков. М., 1947; История древнего мира. М., 1993; История нового времени. М., 1995.

Лит.: Сафронов Б. Г. Историческое мировоззрение Р. Ю. Виппера и его время. М., 1976; Володихин Д. М. «Очень старый академик». Оригинальная философия истории Р. Ю. Виппера. М., 1997; Голубцова Е. Р. Ю. Виппер // Портреты историков. Время и судьбы. М.; Иерусалим, 2000. Т. 2.

Г. А. Кошеленко.