Виртуализация общества
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА (от английского virtual - кажущийся), процесс замещения реальных социальных отношений их виртуальными образами. В обществе, где Интернет и другие средства массовой коммуникации играют всё более заметную роль, формируется новый, иллюзорный мир символов, который существует параллельно с реальным физическим миром и становится такой же неотъемлемой частью бытия, как и окружающая действительность (смотри Виртуальная реальность). Виртуализация общества представляет собой принципиально новый процесс глобального масштаба, который отражает реальные трансформации общества 21 века.
Условно различают два вида виртуализации общества - компьютерный (вид) и некомпьютерный. Компьютерная виртуализация общества (переход различных сфер деятельности на уровень информационно-коммуникационных сетей) тесно связана с развитием процесса информатизации общества и использованием информационных технологий в различных социальных сферах (экономике, науке, образовании, культуре, быту и др.). Например, виртуальные университеты в системе открытого образования, виртуальные музеи, электронные офисы в сети Интернет. Ещё один пример компьютерной виртуализации общества - сетевые сообщества в сфере науки, экономики и общественной деятельности, которые представляют собой группы людей, связанных общими интересами и контактирующих между собой посредством информационно-коммуникационных сетей (смотри Виртуальная коммуникация). Развитие сетевых сообществ может стать всеобъемлющим уже в 1-й половине 21 века и, возможно, приведёт к революционным изменениям практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
Реклама
Некомпьютерная виртуализация общества (подмена реальных факторов личностного и общественного взаимодействия их образами) проявляется в экономике, политике, культуре. Примером может служить развитие рынков ценных бумаг, рекламы и так называемых пиар-технологий (смотри Паблик рилейшен). Виртуализация общества в области экономики нагляднее всего проявляется в финансовой сфере. По оценкам специалистов, около 90% всех финансовых средств мировой экономики вращается в сфере ценных бумаг и всего 10% поддерживает реальное производство. Такая ситуация создаёт большие возможности для крупных финансовых спекуляций. Виртуальная экономика обладает высокой динамичностью, которая обусловлена тем, что её основные объекты являются лишь информационными образами реальных экономических объектов и поэтому могут в значительной степени изменяться по воле человека. Так как мир символов более подвижен, он меньше защищён от симуляций и преднамеренных спекулятивных действий. В этом кроется одна из главных опасностей процесса виртуализации общества для дальнейшего устойчивого развития общества.
Виртуализация общества в политике проявляется в процессе проведения предвыборных агитационных кампаний с применением так называемых политических пиар-технологий. С их помощью искусственно создаётся привлекательный для общества образ того или иного кандидата. При этом реальная политическая борьба между кандидатами на выборный пост подменяется состязанием их ангажированных политтехнологов. В виртуальной политике сопоставляются не деловые качества реальных кандидатов и не их политические программы, а искусственно сформированные образы. Политические технологии виртуальной реальности обладают большой эффективностью воздействия на общественное сознание.
Виртуализация общества в области культуры проявляется, например, в широком применении пиар-технологий для создания имиджа популярных артистов и деятелей современной культуры. Реклама создаёт своеобразный запоминающийся и неповторимый имидж исполнителя (часто не зависящий от его таланта и профессионального мастерства), который гарантирует ему популярность и коммерческий успех. Виртуализация культуры проявляется и в том, что всё большее число людей предпочитает читать газеты и книги в электронном виде, как правило, через Интернет. Например, в США таких читателей 12-15 миллионов человек. Прогнозируется, что новые достижения в области развития информационных технологий и вычислительной техники дадут возможность существенно повысить комфортность «электронного чтения», обеспечить полноформатное изображение текста печатного издания, возможность «листания» страниц, увеличения и выделения фрагментов текста, цветных иллюстраций и тому подобное.
Лит.: Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб., 2000; Колин К. К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М.; Екатеринбург, 2000; он же. Виртуализация общества - новая угроза для его стабильности? // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003; Means G., Schneider D. Meta-Capitalism: the еbisiness revolution and the design of 21st-century companies and markets. N. Y., 2000.
К. К. Колин.