Виртуальная коммуникация
ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, общение с удалённым партнёром или группой, опосредствованное компьютером и системой телекоммуникаций (компьютерной сетью). Основные виды письменной виртуальной коммуникации: общение в режиме реального времени (чат); общение с перерывами между сообщениями - электронная почта (английский е-mail); ньюсгруппы (телеконференции для многих участников) и др. Наряду с обменом письменными сообщениями виртуальная коммуникация включает элементы мультимедиа: пересылку визуальных (фотография, графика), голосовых, аудиовизуальных (фильм, анимация) сообщений. Виртуальная коммуникация часто разворачивается в сетевых играх, вокруг дневниковых записей, размещённых в сети (веблоги, или блоги) или в специальном разделе персональной или тематической электронной страницы (сайта) - в гостевой книге, форуме (например, в виртуальных СМИ обычно есть возможность обсуждать ту или иную статью); используется при обучении. Среди групповых форм виртуальной коммуникации различают модерируемую и немодерируемую виртуальные коммуникации (модератор осуществляет селекцию сообщений, например, по критериям содержательности или соответствия правилам «сетевого этикета»).
Реклама
К основным особенностям виртуальной коммуникации можно отнести: анонимность, отсутствие индикаторов социальной позиции, затруднённость передачи эмоционального компонента коммуникации. Для передачи эмоциональных состояний в виртуальной коммуникации получили распространение так называемые эмотиконы - составленные из пунктуационных символов на клавиатуре значки (часто называются смайликами). Среди достоинств виртуальной коммуникации - быстрота и дешевизна, доступность для инвалидов, жителей удалённых районов и разных часовых поясов, демократичность (не играют большой роли статус, раса, возраст и пол участников), возможность участия в обсуждениях по интересам. Недостатки вытекают из относительной анонимности отправителей, позволяющей избегать ответственности за оскорбления в групповых обсуждениях, к ним также относятся массовые рассылки рекламных писем (спам) и компьютерных вирусов, распространение ложной информации, порнографии и тому подобное. Возможно развитие зависимости психологической от виртуальной коммуникации.
А. Е. Войскунский.