Вламинк Морис

Вламинк (de Vlaminck) Морис ВЛАМИНК (de Vlaminck) Морис де [4 или 5.4.1876, Париж - 11 (по другим сведениям, 7).10.1958, Рюэй-ла-Гадельер, департамент Эр и Луар], французский живописец и писатель. Родился в семье бельгийских музыкантов. Анархист, склонный к демонстративной оппозиционности, Вламинк вживался в образ «дикаря», маргинала, бунтующего против условностей современного общества, - работал механиком, токарем, был оркестрантом-скрипачом в кафе, журналистом, велогонщиком. Не получив специального образования, начал художественную деятельность в Шату, близ Парижа, где в 1900-01 годах снимал мастерскую совместно с А. Дереном и работал на пленэре. С 1901 года под влиянием выставки В. Ван Гога сложилась оригинальная творческая манера Вламинка: его живопись наполнилась экзальтированной красочностью (яркая киноварь, ультрамарин, лимонно-жёлтые и изумрудно-зелёные тона) и резкими контрастами («Красные деревья», 1906, Национальный музей современного искусства, Париж; «Баржи на Сене», около 1907, ГМИИ). В 1905 году Вламинк и Дерен объединились с художниками круга А. Матисса; их совместная экспозиция в Осеннем салоне ознаменовала рождение фовизма. В 1907-09 годах под влиянием П. Сезанна у Вламинка появляется стремление к композиционной уравновешенности и конструктивной ясности формы («Городок на берегу озера», около 1907, Эрмитаж, Санкт-Петербург). С 1911  (года пребывания в Англии) в живописи Вламинка появляются романтичные черты; тёмные тона его пейзажей, написанных динамичной кистью, прерываются таинственными вспышками («Саутгемптон» и «Мост Тауэра», оба 1911, частное собрание).

Реклама

В 1925 году Вламинк приобрёл сельский дом в Рюэй-ла-Гадельере, где работал до конца жизни. В поздних пейзажах нарастают тревожность, ощущение тайны: глухие стены домов, сумрачные дали и поля, пустынные улицы, словно овеянные насторожённым молчанием («Хижины», 1925, Национальный музей современного искусства, Париж). С особым мастерством художник писал предгрозовое небо с клубящимися свинцовыми облаками, зловеще надвигающимися на землю («Гроза над хлебным полем», 1946, частное собрание). Ощущение смятения, незримой драмы, разыгрывающейся в природе, сближает творчество Вламинка с экспрессионизмом. Работал также в техниках акварели, ксилографии, литографии и офорта.

В 1912-14 годах Вламинк участвовал в выставках «Бубнового валета» и оказал влияние на русскую живопись. Автор романов, эссе, памфлетов, книги воспоминаний «Опасный поворот» (1929).

Соч.: Tournant dangereux. Р., 1929; Désobéir. [Réflexions], Р., 1936; Le ventre ouvert. Р., [1937]; Paysages et personnages. Р., 1953.

Лит.: Genevoix М. Vlaminck. L’homme. Р., 1954; Sauvage М. Vlaminck, sa vie et son message. Gen., 1956; Selz J. Vlaminck. Р., 1963; Pollag S. Mes souvenirs sur Vlaminck. Gen., 1968; Vlaminck, le peintre et la critique. (Cat.). Р., 1987.

В. А. Крючкова, А. М. Муратов.