Внешкольное образование

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, в России просветительная деятельность общественных организаций и частных лиц, осуществляемая вне систематического школьного обучения и направленная на удовлетворение образовательных запросов населения. Учреждения внешкольного образования (воскресные и вечерние школы для взрослых и работающих детей, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, народные университеты, а также народные чтения, народные дома, народные театры и пр.) создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему образования.

Отдельные учреждения для образования взрослых эпизодически возникали ещё в 1-й половине 19 века (воскресные школы при предприятиях, публичные библиотеки и др.) и быстро распространились на рубеже 1850-60-х годов. По инициативе передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодёжи, увеличилось число публичных библиотек, появились народные читальни, возникло движение за создание воскресных школ для взрослых, начали проводиться народные чтения, создавались комитеты и общества грамотности, другие общественные организации. Внешкольное образование пропагандировали Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Н. А. Корф и др. Однако в связи с опасностью распространения социалистических идей в 1862 году многие учреждения внешкольного образования были запрещены. В начале 1870-х годов правительство стало использовать некоторые виды внешкольного образования для усиления своего влияния на народ, наиболее оптимальной формой внешкольного образования были признаны народные чтения. С 1872 года они организовывались в Санкт-Петербурге, с 1874 - в Москве, с 1876 - в других губернских городах. Согласно официальным правилам (1876-1901), в народные аудитории допускались книги, одобренные Учёным комитетом Министерства народного просвещения (МНП); большую часть их составляли жития святых, исторические очерки, рассказы. Чтения проводились с личного разрешения попечителя учебного округа и губернатора; надзор возлагался на директоров народных училищ. С 1888 года разрешалось священникам устраивать народные чтения в уездных городах и сельской местности. С 1894 года права проводить народные чтения добились земства. С начала 1890-х годов многие ограничения на организацию народных чтений были сняты. Получили распространение бесплатные народные библиотеки, читальни и книжные склады, организуемые земствами, просветительными обществами и частными лицами (Ф. Ф. Павленков, В. А. Морозова, П. И. Макушин). Рост числа библиотек вызвал появление временных правил, изданных МВД (1890), ограничивавших организацию и комплектование библиотек (отменены в 1905).

Реклама

В конце 19 - начале 20 века Русское техническое общество создало общеобразовательные и профессиональные вечерние курсы для рабочих (Смоленские курсы в Санкт-Петербурге, 1883; Пречистенские рабочие курсы в Москве, 1897) и др. Некоторые из них работали по повышенным программам. В 1902 году МНП в целях ограничения деятельности таких курсов утвердило правила, разрешавшие организовывать курсы только при министерских начальных, городских и промышленных училищах и только по их программам и учебникам.

Во 2-й половине 1880-х годов появились объединённые учреждения внешкольного образования - народные дома, ставшие центрами внешкольного образования. В их состав могли входить библиотека-читальня, общеобразовательные курсы для взрослых, народный театр, чайная, книготорговая лавка, иногда детская библиотека, ремесленные классы для подростков и тому подобное. Собственным учреждениями внешкольного образования располагали также попечительства о народной трезвости (субсидировались Министерством финансов). В 1902 году в Москве создана Комиссия общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих. С 1905 года по инициативе Петербургского общества гражданских инженеров началось создание народных университетов, среди которых выделялся Шанявского университет. В 1905-07 годах возникла широкая сеть культурно-просветительных обществ и клубов для рабочих; распространились рабочие общества самообразования, деятельность которых строилась на принципах самоуправления. Были созданы: общества народных университетов (первое - в 1905), Петербургское общество библиотековедения, Общество содействия внешкольному просвещению при Лиге образования в Санкт-Петербурге и Общество содействия внешкольному образованию в Москве (оба в 1907). В 1912-13 годах началась подготовка работников внешкольного образования в Педагогической академии и университете Шанявского. С 1914 года организовывались летние курсы во многих губерниях.

После октября 1917 года внешкольное образование было включено в государственную систему народного образования и после организации Главполитпросвета (1920) развивалось в русле политико-просветительной, а позднее культурно-просветительной работы.

В 1990-е годы внешкольное образование получило статус дополнительного образования взрослых, ориентированного главным образом на повышение профессионального уровня специалистов.

Лит.: Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования. 2-е изд. М.; Л., 1925. Т. 1-3; Тебиев Б. К. Внешкольное образование в России в конце XIX - начале XX века // Советская педагогика. 1984. № 4; Медынский Е., Лапшов И. Систематический указатель книг и статей по внешкольному образованию. М., 1916.

Б. К. Тебиев.