Внушение

ВНУШЕНИЕ, суггестия (от латинского suggestio), передача человеку или группе людей каких-либо установок, убеждений, ощущений, представлений, побуждений, эмоциональных и вегетативных состояний и тому подобное, при которой используются приёмы, направленные на ослабление критического осмысления и осознанной оценки внушаемого содержания. Внушение может совершаться в состоянии бодрствования, естественного сна, в изменённых состояниях сознания - в трансе, под действием гипноза или психоактивных веществ и тому подобное. При выходе из состояния транса влияние внушения сохраняется или активизируется в ответ на определённый стимул (феномен постгипнотического внушения). Основным средством внушения является речь, однако суггестивные приёмы могут содержаться также в невербальном поведении, печатном тексте, видеосюжете.

Внушение, как один из самых распространённых методов социального влияния и манипулирования, широко используется (в большинстве случаев неосознанно) как в обычном общении, так и в массовой коммуникации (пропаганда, реклама), воспитании, медицине, религиозной жизни, практиках «промывания мозгов» и тому подобное.

Реклама

Внушение, производимое группой на индивида, является одним из факторов конформности. Возможна и обратная ситуация, когда источником внушения является индивид, а объектом - группа (феномен массового внушения). Распространённым методом психотерапии является самовнушение (смотри Аутогенная тренировка). Разновидностью внушения считается плацебо-терапия (смотри Плацебо).

Восприимчивость к внушению (внушаемость) повышается в изменённых состояниях сознания, при контакте с руководителем или авторитетным лицом, в толпе, при «магическом настрое» субъекта, в ситуациях неопределённости, стресса, группового давления, зависимости, изоляции от обычного окружения и слома привычных шаблонов. Повышенная внушаемость характерна для детей, а у взрослых часто сочетается с такими характеристиками личности, как неуверенность в себе, низкая самооценка, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, слабость логического мышления.

Лит.: Бехтерев В. М. Внушение и воспитание. СПб., 1912; Шварц И. Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971; Гриндер Д., Бэндлер Р. Формирование транса. М., 1994; они же. Структура магии. М., 2004; Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000; Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.; М., 2001. Смотри также литературу при ст. Гипноз.

А. В. Константинов.