Внутрифирменное планирование

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, раздел современной экономической науки; исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов и управления ими. При внутрифирменном планировании определяются возможные объёмы финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей деятельности фирмы (предприятия). Процесс планирования состоит из нескольких этапов: разработки общих целей, определения конкретных задач, выбора основных путей и средств их достижения. Важный момент организации внутрифирменного планирования - разработка финансовой стратегии для определения центров доходов (подразделений, приносящих максимальную прибыль) и центров расходов (подразделений, являющихся малорентабельными или вообще некоммерческими, но играющими важную роль в общем производственном процессе). Наиболее часто применяемые методы расчёта финансовых показателей: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования.

Различают три вида внутрифирменного планирования: долгосрочное (перспективное) - планирование на несколько лет (чаще пятилетку) с разбивкой по годам, его наиболее распространённый вид - бизнес-план; краткосрочное (текущее) - планирование на год с разбивкой по кварталам, месяцам, представляет собой бюджет компании на год; оперативное - планирование на квартал с разбивкой на более короткие периоды (месяц, декаду, неделю, день), является разработкой оперативных финансовых планов - кредитного плана, кассового плана, платёжного календаря и др.

Лит.: Ронова Г. Н., Ронова Л. А. Финансовый менеджмент. М., 2002; Баринов В. А. Бизнес-планирование. М., 2005; Щиборщ К. В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. 2-е изд. М., 2005.

Г. Н. Ронова.