Водь

ВОДЬ (вожане, устаревший - чудь, чудья, чудейцы; самоназвание - vadd’alain, vadjakko, maavätsi - народ [этой] земли), прибалтийско-финский народ на Северо-Западе России (Кингисеппский район Ленинградской области). Численность 73 человек (2002, перепись). Говорят в основном на русском языке, водский язык находится на грани исчезновения. Верующие - православные.

Водь - автохтонное население Северо-Запада России. По археологическим данным, сформировались из племён, близкородственных северо-эстонским, к 1-му тысячелетию нашей эры; лингвисты предполагают более ранний период. Были расселены от реки Нарва на западе до реки Нева на востоке и от Финского залива на севере до верховьев рек Луга и Плюсса на юге. Известны по русским летописям с 1069 года, в зарубежных источниках (буллы пап Александра III и Григория IX) с 12 века упоминается страна Ватланд, Ватландия. Восточная водь, занимавшая Ижорское плато (Водская земля), была рано втянута в орбиту влияния Новгорода, с 12 века в вассальной зависимости от Новгородской республики, к 15 веку христианизирована и постепенно ассимилирована. До середины 20 века люди, знавшие  восточной диалект водского языка, встречались в деревне Иципино (близ Копорья). О южной води почти ничего неизвестно. Численность водь сокращалась также в ходе войн, массовых, в том числе насильственных, миграций (так, потомки водь, угнанной орденскими рыцарями в середине 15 века из Прилужья под г. Бауска, на территории современной Латвии, сохранялись до середины 19 века под названием кревингов; в конце 17 века, когда территория водь отошла под власть Швеции, большую часть водь ушла на российские земли). Долее всего (до середины 20 века) сохранялись поселения западной водь в Кингисеппском районе Ленинградской области. Жили 3 группами по 4-6 деревень: «луговая» водь (низовья Луги), «долинная» (озёра Бабинское, Глубокое и Копанское) и «верхняя» (у посёлка Котлы). К середине 19 века водь насчитывала 5148 человек, по сельскохозяйственной  переписи 1917 - 1000 человек, по переписи 1926 - 705 человек.

Реклама

Водь Традиционная культура типична для народов Северо-Запада России (смотри в разделе Народы и языки в томе «Россия»). Традиционные занятия - земледелие и животноводство, озёрное и морское (в том числе промысловое) рыболовство, лесные промыслы. В 19 веке основным средством существования были отхожие промыслы. Основная пища - ржаной хлеб, ячменная каша (позднее - картофель), свежая и сушёная рыба; благодаря городским влияниям уже к 19 веку употребляли чай и табак. Поселения насчитывали 30-60 дворов, нередко делились на «концы». Традиционное жилище -  восточнославянского типа, состояло из 1 или 2 изб (рихи) и сеней. Планировка интерьера западно-русского типа (печь ставилась у входа устьем к двери, стол и красный угол - юмалнурка - в противоположном от входа углу). Жилище объединялось с хозяйственным двором (хлева, кладовые): древнейший тип связи - П-образный «круглый» двор; распространена двурядная, позже появилась однорядная связь. Отдельно ставили клеть (ратис) и баню (саун). Снопосушильни-риги часто были в коллективном пользовании. Мужской костюм в основном русского типа; женский сохранял своеобразие до середины 19 века: глухая безрукавная одежда, у девушек - из белого полотна (амы), у женщин - из синего сукна (рукка); короткая блуза-рукавник (ихад - буквально ‘рукава’); множество разного типа тканых узорных поясов (для замужних обязательным был и кожаный ремень-пуута с металлической пряжкой); красные суконные набедренники-каатерыд; передник (у девушек - белый, у женщин - белый и под ним - синий суконный). Девичьим праздничным головным убором служила полусферическая шапочка (пяясиэ) с петлёй сзади, сквозь которую продевали распущенные волосы. Замужним женщинам отрезали волосы (мать невесты отдавала их жениху, их хранили до смерти женщины, затем клали с ней в гроб), головной убор сменялся конической шапочкой из белого полотна (пайкас), после рождения первого ребёнка - из красного сукна (пяясиэ), повязанной белым покрывалом (пеапюхде) и шёлковым платком. Носили множество украшений: накладные красные суконные серповидной формы нагрудники, бусы, ушные и височные украшения сложных форм. Головные уборы, нагрудники, набедренники, передники богато украшались вышивкой бисером, оловянными бляшками, кораллами, раковинами каури, монетами, бубенчиками. Старые женщины носили простые белые рубахи (уммико), голову и плечи покрывали широким белым покрывалом (ыгалина). В архаических формах одежды водь прослеживаются как западные, так и  восточные влияния. Так, шерстяная безрукавная одежда известна по археологическим находкам 13-14 века на территории Эстонии, покрой водского рукавника также свидетельствует о его западном происхождении. Наряду с этим, формы девичьего и женского головных уборов, серповидные нагрудные украшения имеют аналогии у финно-угорских и тюркских народов Поволжья; использование для украшений раковин каури свидетельствует о сохранении торговли с Востоком. С середины 19 века стали носить одежду русского типа: рубаху, сарафан - сначала белый на лямках, с небольшой вышивкой на груди (уммико, беляк), затем синий из нанки.

Водь До начала 20 века существовали большие патриархальные семьи. До середины 20 века сохранялись архаичные семейные обряды (обязательное помещение роженицы в бане; курение табака при помолвке; погребение вне кладбища, причём на могилу в головах клали камень; погребальные и поминальные причитания и др.). На Святки исполняли колядки, на Ильин день - 20 июля (2 августа) устраивали братчины (вакковы), иногда - с жертвоприношением животных. До конца 20 века была распространена вера в духов-«хозяев».

Устное творчество. Фольклор водь сохранился в записях: сказки, поговорки, загадки, заклинания, песни, плачи и др. Основной слой - рунические песни, наиболее архаичные среди песен этой формы у прибалтийско-финских народов. Объединяют свадебные (главный жанр водского песенного фольклора), эпические, лирические и некоторые другие песни. К так называемому доруническому слою относятся причитания; к позднему неруническому - так называемые новые лирические, танцевальные, хороводные песни, частушки. Характерно одноголосие, песни поются в одиночку или хором. К древнейшим музыкальным  инструментам относятся канныль (смотри Кантеле), волынка (ракконилли), аэрофоны. В 20 веке общепринятой стала русская гармоника.

Лит.: Ariste Р. Vadjalane kätkist kalmuni // Emakeele Seltsi Toimetised. 1974. № 10; Рюйтель И. Типология и стили водской народной музыки // Музыкальное наследие финно-угорских народов. Тал., 1977; Рябинин Е.А. [Водь] // Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. СПб., 1997; Шлыгина Н. В., Тынурист И. В. Водь // Прибалтийско-финские народы России. М., 2003.

Н. В.Шлыгина, Н. И. Жуланова (устное творчество).