Военная музыка
ВОЕННАЯ МУЗЫКА, род прикладной музыки. Предназначена для исполнения в системе боевого обучения и воспитания войск, составляет музыкальное оформление воинских ритуалов и торжеств: парадов, строевых смотров, вручения знамён и наград, развода караулов, принятия присяги и др. Регламентируется воинскими уставами и приказами, исполняется военными оркестрами и отдельными музыкантами - так называемыми сигналистами и барабанщиками. Основные жанры: встречный, строевой, походный, траурный марши, пьесы-сигналы для развода караулов («развод»), вечерней и торжественной зари («заря»), военно-строевая песня.
Военная музыка сформировалась на ранней стадии развития военного искусства. В государствах Древнего мира - Египте, Ассирии, Вавилонии, Китае, Индии, Греции, Риме и др. - звучала во время сражений, торжественных церемоний, использовалась в военно-общественном быту.
Истоки отечественной военной музыки восходят к эпохе Древнерусского государства (9-12 века). В войсках широко применялись натуральные трубы и роги, сурны (язычковые инструменты), посвистели (короткие продольные флейты), также в пеших войсках - «ратные бубны» (барабаны и литавры), в конных - накры и набаты (большие литавры и барабаны). Наборы инструментов имелись в каждом значительном военном отряде, количество труб и ударных соответствовало численности войска. Музыкальные инструменты применялись главным образом для подачи боевых сигналов: начала и окончания битвы, созыва войска, начала штурма, приказа изменить направление движения войска и др. Военная музыка вошла тогда и в обиход придворных церемоний (заключение мира, торжественные приёмы, «битьё зорь» и др.).
Реклама
В эпоху Русского государства (15-17 века) сфера применения военной музыки расширилась, что отражено в воинских уставах 1621, 1647 годов. Усовершенствовались трубы, барабаны, литавры, появились новые инструменты - фанфара и малая поперечная флейта, участилось коллективное исполнение музыки. В конце 17 - начале 18 века сформировались общие принципы применения военной музыки, чему способствовала организация постоянной регулярной армии и введение в полках штатных военных оркестров: в лейб-гвардейских в 1700 году, в армейских пехотных в 1711, в гарнизонных и артиллерийских в 1712. В 1721 году вышел собственноручно написанный Петром I указ «О том, как бить зорю».
Состояние военных оркестров 1-й половины 19 века определялось указами 1796, 1802, 1808 годов; последний установил увеличение штатов полковых оркестров: в Преображенском полку до 40 музыкантов (против 22 по указу 1802), в Семёновском и Измайловском до 25 (против 11); число оркестров в гвардии было увеличено с 3 до 10. Инструментальный состав оркестров был установлен дополнительно указом 1809 года. Преобразования 1827-30 годов касались главным образом дальнейшего увеличения штатов, введения медных инструментов с вентильной механикой, больших поперечных флейт, кларнетов (а позднее и саксофонов). Сформировались 2 основные разновидности военного оркестра: оркестр медного состава (объединил медные и ударные инструменты, включая инструменты «янычарской музыки», например, бунчук) и оркестр смешанного состава. Среди пьес служебного назначения центральное место занял марш, ранние образцы которого - марши лейб-гвардейских Преображенского и Семёновского полков; позднее каждый гвардейский и армейский полк имел свой полковой марш, являвшийся его музыкальной эмблемой. В конце 18 века специальную музыку для «вечерней зари» написал Д. С. Бортнянский, в 1-й половине 19 века военные марши сочиняли А. Дерфельдт (отец), А. А. Алябьев, Ф. Б. Гаазе, К. А. Кавос, О. А. Козловский, А. Ф. Львов, Н. А. Титов. Наряду со строевыми функциями возросла просветительская деятельность оркестров; среди концертных произведений - многочисленные увертюры, фантазии, попурри, полонезы, рондо, кадрили, экосезы, вальсы. В начале 19 века Козловским был создан героико-патриотический полонез на слова Г. Р. Державина «Гром победы раздавайся», который использовался в качестве гимна. В середине 18 - 1-й трети 19 века в российских войсках спорадически применялся и роговой оркестр.
Во 2-й половине 19 века типовым для гвардейских полков стал оркестр смешанного состава из 42 музыкантов, в армейских пехотных полках имелись преимущественно оркестры медного состава из 40 музыкантов, во флоте все оркестры, кроме оркестра Гвардейского экипажа, были медного состава. Положение военных оркестров начало меняться с начавшейся в 1862 году реорганизации российской армии, в 1876 и 1883 был установлен типовой штатный инструментальный состав оркестров армейских пехотных полков, который официально сохранялся до 1917 года. В просветительской деятельности оркестров особую роль сыграли концерты в пользу инвалидов войны, проводившиеся по всей России в 1814-1914 годах. Традиционное значение в российской армии придавалось сигнальной службе; сигнальный барабан и труба оставались военными регалиями, почитавшимися как высшие символы доблести и геройства; серебряными трубами были награждены некоторые полки за участие в войнах 1812, 1854-55, 1877-78, 1904-05 годов.
На отечественную военную музыку оказали значительное влияние композиторы и дирижёры: Н. А. Римский-Корсаков (был инспектором музыки флотских экипажей и заведующий классом военной музыки Петербургской консерватории), отец и сын Дерфельдты, В. В. Вурм, И. П. Оглоблин, В. И. Главач.
В дальнейшем военная музыка сохранила свои основные, ранее сложившиеся функции. После Октябрьской революции 1917 года было создано несколько крупных коллективов, часть которых продолжает функционировать: Ансамбль песни и пляски Российской армии (1928), Образцово-показательный оркестр Наркомата обороны СССР (1935), Симфонический оркестр Министерства обороны Российской Федерации, Образцовый (ныне Президентский) оркестр комендатуры Московского Кремля, Образцовый военный оркестр Почётного караула войск Московского гарнизона, образцовые оркестры при штабах военных округов и военных академий. Для подготовки военно-дирижёрских кадров открыт ряд военно-музыкальных учебных заведений. Военно-духовую музыку разных жанров писали С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, Н. П. Иванов-Радкевич, М. М. Ипполитов-Иванов, Б. Т. Кожевников, В. Я. Кручинин, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, Н. К. Чемберджи, Д. Д. Шостакович, Е. П. Макаров. В числе видных деятелей отечественной военной музыки - композиторы и военные дирижёры С. А. Чернецкий, В. И. Агапкин, В. М. Блажевич, И. В. Петров, В. С. Рунов.
Деятельность военных оркестров управляется Военно-оркестровой службой Министерства обороны и военных округов. Армейские и флотские военные оркестры участвуют во всех наиболее значительных общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятиях страны, в различных международных музыкальных конкурсах и фестивалях.
Лит.: Кожевников Б. Т. Материалы по истории русской военной музыки в XVIII в. // Труды военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории. М., 1957. Вып. 4; Кожевников Б. Т., Хаханян Х. М. Материалы по истории русской военной музыки в 1-й половине 19-го в. // Там же. М., 1961. Вып. 5; Ноздрунов Б. М. Материалы по истории русской военной музыки во 2-й половине XIX в. // Там же. М., 1964. Вып. 7; Советская военная музыка. М., 1977.
В. В. Афанасьев.