Военная наука

ВОЕННАЯ НАУКА, система знаний о войне, строительстве и подготовке вооружённых сил (ВС) и государства к войне, принципах обеспечения военной безопасности. Военная наука исследует зависимость вооруженной борьбы: от соотношения экономических, морально-политических, научно-технических и военных возможностей воюющих сторон; состава, организации и технического оснащения ВС; форм и методов управления (руководства) войсками (силами) в мирное и военное время; обучения и воспитания личного состава ВС, военной подготовки населения. На современном этапе объектом военной науки стала также проблема предотвращения войны, сдерживания её силовыми средствами и целенаправленными действиями военно-политического руководства государств и мирового сообщества. Развитие военной науки происходит на основе обобщения исторического опыта ведения войн, анализа всех видов практической деятельности войск в мирное время, предвидения развития новых средств, вероятных форм и способов ведения войны в будущем, всестороннего изучения вероятного противника, а также тенденций развития международных отношений.

Реклама

К основным задачам современной военной науки относятся: исследование возможного стратегического характера и тенденций развития вооруженной борьбы и войны в целом; разработка рациональных военно-технических путей предотвращения войны; исследование принципов и способов подготовки государства к отражению агрессии; разработка принципов, форм и способов подготовки и ведения вооруженной борьбы, её всестороннего обеспечения, управления войсками (силами); выявление и установление закономерностей и принципов укрепления боевой мощи государства, повышения боевой и мобилизационной готовности войск (сил); изыскание целесообразных форм и способов воинского обучения и воспитания личного состава ВС; исследование проблем военной экономики, проблем, связанных с созданием, надёжным функционированием системы управления военной организацией в мирное и военное время; анализ тенденций технического оснащения ВС, исследование и разработка проблем программно-целевого планирования развития вооружения, военной и специальной техники.

Военная наука зародилась в глубокой древности. В эпоху рабовладения появились первые военно-исторические и военно-теоретические труды. На основе изучения войн и сражений, их анализа историки, писатели, полководцы, учёные-философы Древней Греции, Древнего Рима и Древнего Китая создали ряд произведений (описания военных походов, трактаты, наставления), в которых излагались рекомендации по подготовке и ведению войн и сражений. Наибольшее значение для развития военной науки в Европе имели труды военных теоретиков Древней Греции - Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Полибия.

В эпоху феодализма, до образования централизованных абсолютистских государств, типичными для Западной Европы были ограниченные по целям и масштабам войны, которые велись немногочисленными армиями (например, рыцарскими войсками). Это предопределило застой в военно-теоретической мысли. Прорыв в развитии военных знаний был сделан в период зарождения буржуазных отношений. Среди военных теоретиков этого периода выделяется Н. Макиавелли, который в трактате «О военном искусстве» (1521) изложил принципы ведения войны и закономерности развития военного искусства своей эпохи. В 16-17 веках разрабатываются воинские уставы, которые отражают опыт войн и регламентируют воинские отношения. Один из первых уставов создал Мориц Нассауский в Нидерландах. Заметный след в истории развития отечественной военно-теоретической мысли в эту эпоху оставили Иван Пересветов, составивший в 16 веке для царя Ивана IV Васильевича Грозного программу военной реформы, дьяк Посольского приказа Онисим Михайлов (Родишевский), который разработал в 1607 году «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки...» (дополнен в 1621). В 1647 году по указу царя Алексея Михайловича издано «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», в котором подчёркивалась необходимость освоения ратной науки и систематического обучения войска.

В 18 - 1-й половине 19 века Россия выдвинула таких талантливых полководцев и флотоводцев, как Пётр I, П. С. Салтыков, П. А. Румянцев-Задунайский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Ф. Ф. Ушаков, которые внесли большой вклад в становление и развитие отечественной теории и практики военного и военно-морского искусства. Пётр I разработал одну из первых отечественных концепций подготовки государства к войне, организации, обучения и воспитания российских войск, ведения ими военных действий. Он автор и редактор ряда воинских уставов, военно-теоретических и исторических трудов (Воинский устав 1716, Морской устав 1720 и др.). Суворовская «Наука побеждать» (1795-97, опубликована в 1806) была передовой теорией военного искусства своего времени. А. В. Суворов военную теорию рассматривал как систематизированное изложение начал и правил, вытекавших из боевой практики; признавал наличие объективных факторов и духовных основ, определяющих практическую военную деятельность. Большое значение для развития российской военной науки имела Отечественная война 1812 года. М. И. Кутузов, сумевший разгромить армию Наполеона I, стал основоположником стратегии военной (далее стратегия) в России.

В Западной Европе в этот период появилась плеяда крупных военных деятелей и теоретиков. Британский генерал Г. Ллойд, автор труда «История Семилетней войны в Германии» (1808), одним из первых пришёл к пониманию военной науки как самостоятельной отрасли научных знаний. Он указывал на связи войны с политикой и подчёркивал значение морально-политического фактора. Однако предмет военной науки он ограничивал лишь проблемами подготовки армии к войне. Ход и исход войны Г. Ллойд относил к компетенции полководца, так как эта область, по его мнению, не имеет никаких закономерностей и не поддаётся научным исследованиям. Французский полководец император Наполеон I разработал новые формы и способы ведения войны, военных действий, новые методы подготовки и воспитания войск. Большое значение он придавал сосредоточению превосходящих сил и массированному их использованию на направлении главного удара, стремительным внезапным действиям в целях разгрома противника по частям, созданию и умелому использованию резервов и артиллерии. А. Жомини (по происхождению швейцарец) обобщил опыт наполеоновских войн и разработал понятийный аппарат военной науки (ввёл понятия «театр войны», «театр военных действий», «операционная зона»). Моральную силу войск он считал основной и рекомендовал всемерно поднимать дух своих войск и подавлять его в рядах противника. Немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц установил закономерную связь между войной и политикой, разработал теорию войны. Военное искусство он рассматривал в широком и узком смысле: широкий смысл - все виды деятельности, существующие ради войны (создание ВС, их комплектование, оснащение оружием, устройство, обучение); узкий - использование средств, выработанных для достижения целей войны. Идеи Мольтке Старшего стали основой для развития теории тотальной, быстротечной войны. В 18-19 веках в Западной Европе стали выходить военно-энциклопедические издания: Словарь военной инженерии и артиллерии (Нюрнберг, 1726); Опыт полной военной библиотеки (Пруссия, 1783-99); Военный словарь, или Алфавитный сборник всех военных и морских терминов (Франция, 1751-59); Словарь сухопутной армии или историческое исследование военного искусства (Франция, 1841-49) и др.

Во 2-й половине 19 века заметный вклад в развитие российской военно-теоретической мысли внесли А. И. Астафьев, Г. И. Бутаков, М. И. Драгомиров, Г. А. Леер, С. О. Макаров, Д. А. Милютин, Н. П. Михневич, П. С. Нахимов. Они выдвинули новые концепции, создали труды, отразившие новые явления и процессы в военном деле. Астафьев в труде «О современном военном искусстве» (часть 1, 1856) считал, что понятие «военной науки» значительно шире, чем понятие «военное искусство», подразумевая под первым широкие теоретические познания, относящиеся к ведению войны, военным действиям, достижению победы, к развитию военного дела в целом, подготовке войск. Михневич выдвинул тезис об эволюции военного дела, подверг пересмотру давно сложившиеся в российской военной теории, но устаревшие взгляды. Его перу принадлежит более 30 работ по различным вопросам военной науки. Он утверждал, что военная наука «занимается изучением войны - это есть наука о войне», и полагал, что военная наука является одним из разделов социологии, поэтому рассматривал её не в отрыве от общественной жизни, а в связи с ней. В конце 19- начале 20 века в России были изданы Энциклопедия военных и морских наук и многотомная Военная энциклопедия, обобщившие теорию военного дела того времени. В последней из них сформулированы принципы военного искусства и дано определение военной науки: «Военная наука занимается всесторонним исследованием войны. Она изучает: 1) явления в жизни общества и 2) силы, средства и способы для ведения вооруженной борьбы. Первая область исследования входит в социальную динамику, вторая - технически военная, теория военного искусства» (том 6, 1912).

На рубеже 19-20 веков были созданы массовые армии, появились и стали применяться новые средства вооруженной борьбы: танки, самолёты, скорострельные пушки, пулемёты, ПЛ. Изменились масштабы и характер военных действий, что обусловило дальнейшее развитие военно-теоретической мысли. Среди германских военных теоретиков этого периода наиболее известны К. фон дер Гольц, один из авторов «тотальной войны» («Краткий очерк искусства ведения войны в наше время», 1895), и А. фон Шлиффен. Во Франции военный теоретик маршал Ф. Фош в трудах «О принципах войны» (1903), «О ведении войны» (1904) и «Воспоминания: Война 1914-18 годов» (1931) основным способом военных действий считал наступление.

Английский и американский теоретики Ф. Х. Коломб, А. Т. Мэхэн и др. решающую роль в вооруженной борьбе отводили военно-морским силам; господство на море рассматривали как основной закон войны и необходимое условие победы над противником.

Новым толчком для развития военной науки послужила 1-я мировая война. Во время войны был приобретён опыт подготовки и проведения фронтовых и армейских наступательных и оборонительных операций, а также морских операций, организации общевойскового, морского и воздушного боя. Большое развитие получила теория прорыва позиционной обороны. Вместе с тем не была решена в полной мере проблема развития прорыва в оперативном и стратегическом масштабах.

В период между 1-й и 2-й мировыми войнами создавались многомиллионные армии, развивались все виды ВС, при этом особое внимание уделялось танковым войскам и авиации. Под влиянием широкой моторизации ВС в 1920- 1930-е годы появились теории «механизированной (танковой) войны» и «воздушной войны».

Значительную роль в становлении и развитии военной науки Советского государства сыграли учёные, военачальники, военные специалисты, прошедшие военную подготовку в дореволюционной России. М. В. Фрунзе внёс большой личный вклад в разработку теоретических основ советской военной доктрины, общих основ военной науки, стратегии, тактики и строительства ВС, воинского обучения и воспитания. М. Н. Тухачевский исследовал пути развития теории стратегии и основного направления развития военной техники. А. И. Егоров и С. С. Каменев обобщили опыт Гражданской войны 1917-22 годов и сформулировали ряд рекомендаций по военному строительству. Б. М. Шапошников написал фундаментальный труд «Мозг армии» (тома 1-3, 1927-29), в котором изложил основы стратегического управления ВС, показал значение ГШ для обороны страны. А. А. Свечин дал глубокий анализ развития стратегии и тактики с древнейших времён до наших дней. В середине 1930-х годов была разработана теория глубокой операции, получившая широкое практическое применение в Великой Отечественной войне. Наиболее весомый вклад в разработку проблем военной науки в эти годы внесли также В. А. Алафузов, Я. И. Алкснис (Астров), К. И. Величко, Г. С. Иссерсон, К. Б. Калиновский, Д. М. Карбышев, С. Н. Красильников, А. Н. Лапчинский, С. А. Меженинов, В. К. Триандафиллов, И. П. Уборевич, Е. А. Шиловский, Р. П. Эйдеман и др.

В ходе 2-й мировой войны в Германии, США, Великобритании в качестве основного вида военных действий ВС теоретическое обоснование получило стратегическое наступление с использованием механизированных армий и крупных сил авиации. На основе обобщения опыта военных действий союзных войск военной наукой были разработаны вопросы: подготовки и проведения крупных воздушно-десантных и морских десантных операций; организации стратегического коалиционного руководства войсками; планирования и обеспечения операций и др.

Разработка за годы Великой Отечественной войны теории стратегической наступательной операции, гибких форм подготовки и ведения оборонительной операции с последующим переходом в контрнаступление, решение проблемы оперативного и стратегического прорыва обороны с последующим окружением и уничтожением крупных группировок войск, изыскание новых способов боевого применения и взаимодействия различных видов ВС и родов войск, разработка такой эффективной формы огневого поражения противника, как артиллерийское и авиационное наступление, новых форм построения боевых порядков, управления войсками и многих других вопросов внесли большой вклад в развитие теории военного искусства и военной науки в целом и обеспечили победу над сильным и опасным противником.

После 2-й мировой войны появляются новые мощные средства вооруженной борьбы, прежде всего, ракетно-ядерное оружие, и другие средства массового поражения. Военная наука сосредоточила главные усилия на исследовании возможных способов развязывания агрессором и последующего ведения ядерной войны, выработке новых взглядов на роль и значение видов ВС и средств вооруженной борьбы, на способы ведения боёв и операций. При этом важнейшее значение имел поиск путей предотвращения ядерного нападения противника.

В 1980-е годы в США была принята доктрина «прямого противоборства», в которой нашли теоретическое обоснование возможности ведения ядерной войны против СССР с нанесением внезапного «обезоруживающего» удара и достижения США военного превосходства над СССР при ведении как ядерной, так и обычной войны в любом регионе мира, где возникнет «угроза жизненным интересам» США. С этой доктриной были связаны также концепции «звёздных войн», или «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), «войн малой интенсивности» и др. Реализация концепции СОИ, по мнению военно-политического руководства США, должна создать возможность для нанесения ВС США «обезоруживающего» удара и в первую очередь обезопасить США от случайных, несанкционированных ядерных ударов.

В 1980-е годы в СССР, в 1-й половине 1990-х годов в Российской Федерации развитие военно-теоретической мысли было направлено на поиски путей предотвращения войны, осуществления ответных мер для отражения возможной агрессии, недопущения перерастания военных действий с обычным оружием в ядерную войну.

В современной структуре военной науки различают: общие основы (общую теорию) военной науки, теории военного искусства, строительства ВС, управления ВС, видов ВС, воинского обучения и воспитания, вооружения, военной экономики и тыла ВС, а также военную историю. Каждая из составных частей военной науки имеет собственную структуру, в которой можно выделить несколько разделов (частных теорий).

Общие основы (общая теория) военной науки включают логико-методические и общетеоретические проблемы военной науки: предмет, структуру, задачи, внутренние и внешние взаимосвязи военной науки; определение её категорий и методов; исследование законов и стратегического характера войны, строительства ВС, других явлений и процессов военного дела.

Теория военного искусства является ведущей областью военной науки, охватывающей теоретические основы подготовки и ведения военных действий, эволюции ВС в тесной зависимости от развития вооружения и военной техники. Включает теории стратегии, оперативного искусства и тактики. Теория стратегии исследует военно-стратегический характер войны, законы (закономерности), принципы и способы вооруженной борьбы в стратегическом масштабе. Теория оперативного искусства изучает характер, закономерности, принципы и способы подготовки и ведения общевойсковых (общефлотских) операций (боевых действий) оперативными объединениями видов ВС. Теория тактики занимается вопросами подготовки и ведения боя подразделениями, воинскими частями и соединениями на суше, на море и в воздухе. В соответствии с этим она включает теорию тактики общевойскового боя и теорию тактики видов ВС, родов войск (сил) и специальных войск.

Теория строительства ВС изучает проблемы: поддержание войск и сил флота в высокой степени боевой готовности к выполнению боевых задач и к отмобилизованию; определение наиболее целесообразной организационной структуры ВС; обоснование принципов и методов комплектования ВС, их оснащения вооружением и военной техникой, подготовки военных кадров и прохождения ими военной службы; организация службы войск и укрепление воинской дисциплины; расквартирование войск (сил) в мирное и военное время и др.

Теория управления ВС исследует закономерности, принципы и методы работы командования, штабов и других органов по управлению войсками (силами) при подготовке к ведению боевых действий (операций), а также по руководству боевой учёбой, жизнью и деятельностью войск (сил) в мирное и военное время.

Теория видов ВС исследует проблемы строительства, подготовки и стратегического применения видов ВС, родов войск и специальных войск, особенности их структуры и организации боевой подготовки, роль и место в общей системе военных действий.

Теория воинского обучения и воспитания разрабатывает формы и методы оперативной, мобилизационной и боевой подготовки ВС, формирования у личного состава войск и сил флота высоких духовных и морально-боевых качеств, воинского воспитания военнослужащих в процессе военной службы, слаживания подразделений, воинских частей (кораблей) и соединений в целях обеспечения их высокой боеспособности и боеготовности.

Теория вооружения изучает процессы развития и применения средств вооруженной борьбы, разрабатывает научно обоснованные выводы и рекомендации для проведения единой военно-технической политики в ВС на определённых этапах военного строительства. Выводы и рекомендации теории вооружения также обеспечивают необходимый научный подход при анализе программ и планов разоружения современных государств до уровня разумной достаточности.

Теория военной экономики и тыла ВС исследует характер, объём, способы накопления и использования материальных средств, необходимых для обеспечения деятельности ВС и ведения прогнозируемой войны, военные аспекты перевода экономики с мирного на военное положение, пути повышения устойчивости экономики в военное время, проблемы организации тыла ВС и его работы в мирное и военное время, определяет принципы организации военного производства.

Военная история, составная часть исторической науки, изучающая историю войн и военного искусства, процесс и основные тенденции развития ВС и вооружения, опыт военной деятельности государств и народов, деятельности военачальников и полководцев, а также другие области военного дела.

Военная наука совместно с другими науками исследует проблемы ГО, связанные с возможными последствиями применения ОМП и высокоточного оружия, а также проблемы организации системы ГО, целесообразного состава, назначения и характера действий войск и сил ГО в мирное и военное время, их взаимодействия с ВС.

Выводы и рекомендации военной науки широко используют при формировании военной политики, разработке военной доктрины, в военном строительстве, обеспечении военной безопасности общества и государства. В свою очередь направленность военной науки на каждом этапе её развития обусловливается принципиальными положениями и установками военной доктрины.

Изменение характера вооруженной борьбы привело к расширению связей военной науки с общественными, естественными и техническими науками, выделению в них военной проблематики и формированию специальных отраслей знаний, направленных на решение задач в интересах укрепления военной безопасности государства, повышения боеспособности и боеготовности войск (сил). В области общественных наук большое значение для военной науки имеют военная психология, военная педагогика, теория военного права и др. Развитие военной проблематики в области естественных наук привело к появлению таких военно-специальных наук, как военная география, военная картография, военная геодезия, военная топография, военная гидрометеорология, военная навигация, военная медицина и др. В области технических наук выявились отрасли знаний, которые называют военно-техническими науками.

Наиболее важными отраслями других наук, связанными с военной проблематикой и обеспечением военной безопасности государства, являются следующие.

Военная социология (В.с.) - отрасль социологии, изучающая внутреннюю социальную жизнедеятельность и внешние связи армии и других вооруженных формирований, особенности поведения людей и социальных групп в условиях военной службы в мирное и военное время, социальные аспекты войн и вооруженных конфликтов. Военная социология призвана объяснить историческое развитие военной профессии, динамику её социального престижа, особенности отбора, социализации, прохождения военной службы и отставки. Изучение армии как социального института предполагает: выявление устойчивых образцов поведения, системы ролей и функций, обеспечивающих удовлетворение потребности общества в безопасности от военной угрозы; раскрытие содержания и характера взаимосвязей армии с другими институтами общества в конкретный период времени. Социальные изменения, происходящие в обществе, вызывают необходимость приспособления к ним военных структур и создания адекватной системы ценностей. В этом процессе важная роль принадлежит гражданскому контролю, объектами которого являются: военный бюджет, военное законодательство, принципы аттестации и продвижения высших военных чинов, гражданская экспертиза по военным делам, ограничение на участие профессиональных военных в политических партиях и др. Военная социология выступает как необходимый элемент механизма, обеспечивающего обратную связь общества с военным институтом.

Появление военной социологии относится к рубежу 19-20 веков, в России оно связано с именем Н. А. Корфа (1866-1924). Классическим в военной социологии считается исследование С. Э. Стауффера, Э. Шилза, М. Яновица «Американский солдат», проведённое в условиях военных действий американской армии в Европе в 1944-45 годах. С 1990-х годов в практику входит проведение международных сравнительных исследований. Проблематика военной социологии в современной России определяется реформированием Вооруженных Сил. Приоритетные задачи: изучение перехода на комплектование военных формирований на контрактной основе, причин неуставных отношений; мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей.

А. М. Беляев.

Военная демография (В.д.) - отрасль демографии, исследующая проблемы народонаселения в связи с военной деятельностью, а также непосредственное и опосредованное влияние войн и военных конфликтов на динамику народонаселения отдельных стран, регионов, всего мира. К важнейшим задачам военной демографии относятся: изучение мобилизационных возможностей государства, в том числе мобилизационных резервов для вооруженных сил и экономики, процессов мобилизации и демобилизации; рассмотрение вопросов, связанных с военными потерями; исследование миграции населения в предвоенные, военные и послевоенные годы, вызываемой военно-политической и социально-экономической ситуацией, мобилизацией и демобилизацией, эвакуацией и реэвакуацией населения, войск, трудовых ресурсов; анализ этнодемографической обстановки, ближайших и отдалённых демографических последствий войны (снижение абсолютной численности населения воюющих государств, изменения возрастной и половой структуры населения, снижение рождаемости и количества браков). Как область научных знаний военная демография сложилась к концу 19 века.

Военная статистика (В.с.) - отрасль социальной статистики, изучающая количественные закономерности военной деятельности государств при подготовке и в ходе войн (вооруженных конфликтов), а также после их окончания во взаимосвязи и взаимозависимости с их качественными характеристиками. Основные задачи военной статистики: выявление, сбор, научная обработка и анализ статистических данных, раскрывающих уровень экономического, военного и научного потенциалов изучаемых стран, степень подготовки их к войне; выявление военной и мобилизационной возможностей стран в отношении людских ресурсов, вооружения, военной техники, материально-технического обеспечения войск, военной подготовки населения и состояния гражданской обороны; количественный анализ состояния вооруженных сил государства, их организации, соотношения родов войск и видов вооруженных сил, состояния резервов; анализ количественных показателей, необходимых для разработки оперативно-тактических норм, подготовки, организации, ведения боя и операции, а также для выполнения военно-теоретических и военно-исторических исследований. В России военная статистика получила развитие в начале 19 века.

Военная педагогика (В.п.) - отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания, обучения, развития военнослужащих, морально-психологической подготовки личного состава вооруженных сил. В России военная педагогика выделилась в самостоятельную научную дисциплину как отрасль педагогической науки во 2-й половине 19 века, чему в значительной степени способствовали преобразования в ходе военных реформ 1860-70 годов. Начавшиеся на рубеже 1950-60-х годов качественные преобразования в военном деле обусловили повышение роли военной педагогики (курс военной педагогики был введён во всех военных училищах, академиях и институтах). С начала 1990-х годов военная педагогика в Российской Федерации разрабатывает и осваивает новые приоритеты и ценности в обучении и воспитании воинов, оказывает содействие преобразованию воспитательной работы в армии и на флоте.

Военная психология (В.п.) - отрасль психологической науки, изучающая психологические аспекты войны и боевой деятельности военнослужащих, их поведение в экстремальных обстоятельствах, возможные психологические последствия применения в войне средств массового поражения, новых форм и способов ведения боевых действий. Большое внимание военная психология уделяет изучению психологических условий сплочения воинского коллектива, формированию в нём здорового морально-психологического климата. Рекомендации военной психологии используются при комплектовании воинских подразделений и частей, конструировании военной техники и оружия, при решении личным составом боевых и других военно-служебных задач мирного и военного времени.

Военная география (В.г.) - отрасль географии, исследующая расстановку политических сил, экономические и военные возможности государств (коалиций государств), природные условия в региональном аспекте с точки зрения их влияния на ведение военных действий или войны в целом. Особое внимание военная география уделяет изучению оперативного оборудования ТВД, в том числе объектов стратегических ядерных сил, военно-морских и военно-воздушных баз, аэродромов, пунктов управления, центров связи, путей сообщения, транспортных узлов, военных складов. В России начало развитию военной географии как самостоятельной дисциплины положено в 1830-е годы.

Военно-технические науки (В.-т. н.) - отрасли технических наук, исследующие проблемы создания и применения техники в военных целях. Оформление военно-технических наук в отрасли научных знаний началось со 2-й половины 20 века. При классификации военно-технических наук по функционально-целевым признакам их подразделяют на следующие группы: о средствах огневого воздействия, о ракетной технике, об артиллерийских и стрелковых вооружениях (включая авиационные, морские, бронетанковые), об авиационной и космической технике, о технике ВМФ, сухопутных войск и т. д. При классификации военно-технических наук по функциональным признакам выделяют группы: военной радиоэлектроники, военно-химической, военно-инженерной наук и другой военной науки, и военные разделы (военная проблематика) других наук могут в совокупности рассматриваться как взаимосвязанная система знаний. Эта система военно-научных знаний находится в постоянном развитии.

Лит.: Баиов А. К. История военного искусства, как наука. СПб., 1912; Свечин А. А. Эволюция военного искусства: В 2 т. М., 1927-1928; Жомини А. Очерки военного искусства. М., 1939. Т. 1-2; Макиавелли Н. О военном искусстве. М., 1939; Клаузевиц К. О войне. 5-е изд. М., 1941. Т. 1-2. М.; СПб., 2002; Большая стратегия. М., 1958-1980. Т. 1-6; Тухачевский М. Н. Избр. произведения. М., 1964. Т. 1-2; Фрунзе М. В. Избр. произведения. М., 1965; Вопросы стратегии и оперативного искусства в советских военных трудах (1917-1940). М., 1965; История второй мировой войны. 1939-1945. М., 1973-1982. Т. 1-12; Русская военная мысль. Кон. XIX - начало XX в.М., 1982; Военная история. М., 1984; Мальков Б. Н. Система военно-технических знаний. М., 1984; Гареев М. А. М. В. Фрунзе - военный теоретик. М., 1985; Военная педагогика и психология / Под редакцией А. В. Барабанщикова. М., 1986; Суворов А. В. Походы и сражения в письмах и записках. М., 1990; он же. Наука побеждать // Стратегия духа. М., 2000; Военная наука. М., 1992; Ведерников В. Н. Военная социология. М., 1994; Проблемы военного искусства во второй мировой войне и в послевоенный период. М., 1995; Методологические проблемы военной науки на современном этапе. М., 1995; Вооруженные силы и военное искусство России в войнах XVIII - начала XX в. М., 1998; Международная безопасность и обороноспособность государств. М., 1998; Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. 13-е изд. М., 2002. Т. 1-2; Лисовой В. М. Теоретические основы развития военной деятельности. 2-е изд. М., 2003; Военная доктрина Российской Федерации. М., 2004; Требин М. П. Войны XXI в. М., 2005.

А. Я. Черныш, А. И. Суровцев.